Гусары: история мирового опыта гусарских полков

Содержание материала

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.

В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Венгерский костюм как нельзя лучше подходил для безумства украшательства формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Да, служить в гусарах было недешево.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

https://youtube.com/watch?v=-e5dXGvINR0

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.


Кликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Интересные факты о гусарах

С гусарами связано множество интересных фактов, вот некоторые из них:

  1. Первые гусары в Венгрии сильно отличались от привычного нам образа. Они носили тяжелые доспехи, обязательным атрибутом их формы были звериные шкуры.
  2. Ранние гусары носили крылья. Отсюда их прозвище «эскадрон летучих гусар». Носили крылья в основном сербские и польские гусары. Считалось, что таким образом они наводят ужас на противника.
  3. В XIX веке гусарами желали стать все. Но не всех отбирали в эти полки. По фильмам мы видели, что все гусары как на подбор: высокие и хорошо сложенные. Но на самом деле в гусары высоких не брали.
  4. Интересным и многофункциональным атрибутом одежды гусар был их головной убор – кивер. Они жили войной, следовательно, при себе нужно было иметь все самое необходимое, которое они как раз и носили в кивере. Головной убор имел двойное дно, именно туда складывали самое ценное.
  5. Череп с костями — герб, который был утвержден у Александровского гусарского полка. Этот символ обозначал не только смерть, но и победу над ней. Этот именитый полк еще называли «гусарами смерти» или «бессмертными гусарами».

Образ гусара всегда был почитаем, его очень часто использовали в художественной литературе и анекдотах для поднятия боевого и патриотического духа народа. Например, пьеса «Давным-давно» Гладкова с феноменальным успехом шла в театрах, популярными и любимыми зрителем стали фильмы «О бедном гусаре замолвите слово» и «Эскадрон гусар летучих». Тайна, доблесть и романтизм тесно переплелись в образе русского гусара.

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Возможные прототипы[ | код]

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Дополняем костюм аксессуарами

Головной убор

Шапку нашего героя сделаем из картона. Подготовьте нужные элементы, как показано на схеме. Склейте все части и пришейте справа и слева по две пуговицы, снизу и сверху. К двум верхним прикрепите шнур с кистями, а к нижним золотистую тесьму. Можно добавить небольшую резинку под подбородком, чтобы головной убор хорошо держался и не спадал.

Сабля

Оружие также сделаем из плотного картона. Вырезаем лезвие с зазубринами, обматываем его серебристым скотчем. Затем вырезаем рукоять, также обклеиваем и надеваем на клинок. Ножны – это просто трубочка, сжатая до плоского состояния. Она должна быть чуть шире лезвия. Ножны и рукоять можно красиво раскрасить.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Страх на врагов нагоняли крепившиеся на седло или на панцирь большие крылья, покрытые белыми или черными перьями.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I

Какой была повседневная жизнь гусара в «золотой век» русской легкой кавалерии — царствование императора Александра I (1801–1825), на которое пришлись войны с наполеоновской Францией и «гроза Двенадцатого года»? Всё, что мы знаем о гусарах той поры, заимствовано в лучшем случае из художественной литературы — повестей Пушкина, стихотворений Лермонтова и Дениса Давыдова, романа Льва Толстого Но во всех этих произведениях гусары изображаются в некоем романтическом ореоле — «проза жизни» менее всего интересовала читающую публику XIX столетия. Книга же, которую держит в своих руках читатель, рассказывает как раз о буднях гусарской жизни, причем рассказ этот основан исключительно на документальном материале, по крупицам собранном известной писательницей и исследовательницей русской военной истории, членом Международного Наполеоновского общества Аллой Игоревной Бегуновой
Олег
Леонов, Сергей Попов, Александр
Кибовский

Русский военный
костюм.
Армия Александра I: кавалерия

Русский
военный костюм.

М., Фонд «Русские
Витязи», 2014.     Кавалерия,
сыгравшая в Наполеоновских войнах столь
значительную роль, являлась еще и самым
красочным родом войск, своеобразной
визитной карточкой армии. 
Мундиры
различных видов российской конницы
первой четверти XIX века отличались
яркостью и разнообразием. Именно поэтому
кавалерийским мундирам этого периода
посвящен отдельный том серии «Русский
военный костюм».     Книга,
написанная ведущими современными
исследователями истории русского
мундира, содержит наиболее полное
описание кавалерийского обмундирования
эпохи Александра I. 
Впервые на основе
комплексного анализа законодательных
актов, архивных документов, изобразительных
и мемуарных источников проведена ревизия
сведений, изложенных в фундаментальном
труде «Историческое описание одежды и
вооружения российских войск».     Иллюстративный
ряд книги составляет беспрецедентное
количество изображений чинов русской
кавалерии, портретов кавалерийских
офицеров и фотографий реальных образцов
обмундирования и вооружения, предоставленных
ведущими отечественными и некоторыми
зарубежными музеями и архивами, а также
реконструкции, выполненные известными
современными художниками.
Кроме того,
издание содержит графические изображения
мундиров всех регулярных кавалерийских
полков на все периоды правления Александра
I.

 и другие книги…

———————————————-

Театр, литература, песни

Спектакли с главным персонажем поручиком Ржевским проходят на сценах театров разных городов России. Первая постановка по пьесе «Давным-давно» увидела свет в канун Великой отечественной войны. В 1941 году Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию. До сих пор спектакль с успехом проходит в Центральном Академическом театре Российской армии.

Поручик Ржевский в пьесе «Давным-давно»

В конце 1970-х годов персонаж попал в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.

В новом тысячелетии к образу поручика обратились режиссеры Ростовского молодежного театра, презентовав зрителю спектакль «Вперед, гусары!» и Хабаровского музыкального театра, где прошла постановка «Подлинная история поручика Ржевского».

Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского»

Главная роль в столичных храмах Мельпомены доставалась блестящим актерам. Образ Ржевского примеряли Владимир Зельдин, Геннадий Гущин, Андрей Богданов и другие. Шурочку Азарову впервые представила публике Мария Бабанова, актрису сменяли Любовь Добржанская, Лариса Голубкина, Татьяна Морозова.

Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал киноповесть «Честь имею, поручик Ржевский!»

Карикатура про поручика Ржевского

Разобраться в биографии персонажа предлагают документальные издания – «Личные воспоминания и все слышанное», выпущенное по мемуарам племянницы героя, княгини Ржевской, и «Поручик Ржевский и другие» под авторством Олега Кондратьева.

Взоры к гусару обращали и художники со скульпторами. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский», а скамейку около химического завода в украинском Павлограде украсила скульптура, приглашающая отдохнуть и заодно сделать фото с героем фильмов и анекдотов.

Поручик Ржевский на скамейке

Кстати, анекдоты – отельная тема в разговоре о поручике. Шквал смешных мини-историй хлынул после выхода картины «Гусарская баллада». Анекдоты в основном вульгарные, нарушают мыслимые рамки приличия. Поручик предстает в них пошляком, не умеющим поддержать разговор, хамом и наивным мужиком, который все воспринимает буквально.

В числе главных персонажей фольклора рядом с Ржевским оказалась Наташа Ростова, хотя ничего общего с поручиком не имеет. Появилась девушка в анекдотах после успеха фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком. Компанию Ростовой часто составляют и другие герои великого романа, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Иногда вдруг появляется сам Лев Толстой, а в роли советчика часто выступает Александр Пушкин. Это просто современники Ржевского, которых народ легко «подружил» друг с другом.

Любимый народный персонаж не оставляют в покое до сих пор, о гусаре слагают стихи и песни

Ржевского балуют вниманием даже рэперы. В 2017 году поклонники «титана российской рэп-культуры» Гарри Топора получили в подарок новый альбом «Человек в ежовых рукавицах», один из треков которого посвящен народном у герою. Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал»

К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица

Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.

История персонажа

Люди, далекие от истории и литературы, уверены, что поручик Ржевский действительно существовал – настолько удачно бравый гусар вжился в массовое сознание. Поручик Ржевский – уникальное явление в устном народном творчестве.

Рисунок поручика Ржевского и Шуры Азаровой

Появившись на советских экранах, персонаж благополучно перекочевал в фольклор и обрел противоречащие друг другу качества. Герой народных анекдотов хвастлив, но держит обещания, любит танцы, но не переносит высшее общество, пошлый ловелас и патриот до мозга костей. Ржевский поднимает настроение россиянам уже полвека.

Костюм гусара, как элемент культа бравого воина

Узнать гусара можно было издалека. Кавалеристов отличала блестящая форма, особый стиль во внешнем облике и в манерах поведения. Формированию облика бравого гусара способствовал восточно-европейский колорит. В воинском гусарском мундире можно легко увидеть черты сербского, венгерского и польского мужского платья.

В российской армии костюм гусара считался самым престижным мундиром. Недаром Гвардейские Семеновские и Преображенские полки были одеты в гусарскую форму. Начиная со времен царствования Екатерины II, все лейб-гвардейцы носили парадную гусарскую форму. Отличался костюм только цветом и мелкими деталями. Каждый гусарский полк имел свою, отличную от других форму. Имели кавалеристы и особенности во внешнем виде. Усы гусара являлись характерной чертой во внешнем облике военного, которая выдавала его принадлежность к элитному подразделению. По длине и завиткам кончиков усов гусара, можно было определить, к какому полку приписан военнослужащий, какого он звания.

История с военным мундиром для гусарских полков в России имеет разное толкование. Однако ввиду того, что этот вид кавалерии пришел из центральной Европы, русские кавалеристы унаследовали детали венгерского, сербского и польского обмундирования. Традиционно польские и австрийские гусары носили яркие мундиры с элементами венгерского и польского национального костюма, имели головные уборы отороченные мехом. Костюм гусара в любой обстановке, на поле боя или в парадном строю отличали пышность и красочность.

Первые гусарские отряды носили меховые шапки и короткие полушубки. Постепенно легкая конница отошла от кольчуги и других защитных доспехов. Форма становилась более удобной и практичной. Вместе с тем, образ жизни гусар вносил свои коррективы в стилистику военного мундира. Однако без изменения остались основные детали воинского мундира, такие как доломан и ментик.

Эти элементы костюма стали обязательными и сохранились до самых последних дней существования этого вида кавалерии.

Доломан представлял собой короткую куртку со стоячим воротником. Короткая длина была выбрана не случайно, так как частое нахождение всадника в седле требовало более удобной и комфортной одежды. В Венгрии, откуда и пришли к нам гусары, доломан считается традиционной формой одежды военного всадника. В качестве элемента верхней одежды использовался ментик, короткая куртка – накидка, отороченная мехом. Однако ментик помимо своей основной функции, играл важную роль в создании облика всадника. Специально был придуман и стиль ношения ментика. Его одевали на один рукав и цепляли боком к доломану, создавая неповторимый образ бравого вояки. Эта традиция прижилась в легкой кавалерии, став неотъемлемым элементом ношения военного мундира.

https://youtube.com/watch?v=EGsMTztStD4

И доломан, и ментик имели яркие мелкие детали, подчеркивающие парадность военного костюма. На груди доломан был расшит 15 шнурованными петлями. Для офицерского состава петли имели золотую или серебристую расцветку, для рядового состава гусарских полков петли делались из обычного шелкового шнура желтоватого или серебристого цвета. Особое место на груди занимали пуговицы. Офицеры на доломане и ментике носили позолоченные пуговицы. Солдатские мундиры оснащались медной фурнитурой. Оторачивал петли на доломане галун, который на офицерской форме был золотистого цвета. Аналогичным образом обшивался и украшался ментик.

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Еще до Петра I гусары были растворены в русском воинстве. Петру довелось предпринять попытку сформировать гусарские подразделения, однако безрезультатно. Позднее фельдмаршалу Бурхарду Христофору фон Миниху после Очаковского и Крымского походов пришлось вернуться к этому. И у него получилось.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.

Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

Александр III пошел еще дальше. Он преобразовал все уланские и гусарские полки в драгунские, окончив тем самым историю одного из самых известных родов кавалерии до… 1910 года. Именно тогда огорченный поражением в войне с Японией Hиколай II решает поднять боевой дух, возродив, по сути,никому уже не нужные гусарские полки и вновь порадовав себя составлением расцветки для мундиров.

Штаны гусара как называются

ВНИМАНИЕ! Эта страница создана(и многие в блоге) чисто для информации и показано на ней ВИДЫ гусарской униформы РАЗНЫХ периодов от конца 18 до начала 20 веков. Это сделано для того, чтобы люди, которые ко мне обращаются понимали, что в разные годы вид униформы РАЗНЫЙ

И мой вопрос желающему пошить красивый, тот же ментик,например, : на какой год? задаю не просто так!

А для спецов по истории униформы или тех,кто хочет накопать на ту или иную эпоху конкретно: ГУГЛ В ПОМОЩЬ!

И на страницах своего «бложка», как пишут некоторые реконструкторы на своих форумах, ставлю задачу: научить людей искать по источникам ту или иную вещь и создавать или копию или стилизацию, дать понять людям откуда и как менялась одежда, вид, крой. Но когда создаю реконструкцию, шью тот же мундир, рубашку, то в моих МК рассказываю КАК изучаю КОНКРЕТНУЮ информацию по КОНКРЕТНОМУ вопросу.

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.

С этим читают