Содержание материала
Оценка работы ГАИ населением
Согласно данным, представленным в отчёте о научно-исследовательской работе «Исследование качества жизни в городах России» заведующим кафедрой «Прикладная социология» в Финансовом университете при Правительстве РФ Алексеем Зубцом, в 2014 году работой ГАИ были полностью или в основном довольны в среднем по стране 75 % взрослого населения.
Как Вы оцениваете работу сотрудников ГИБДД в Вашем городе? | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютно неудовлетворительная | 10 % | 16 % | 17 % | 17 % | 17 % | 16 % | 13 % |
Скорее неудовлетворительная | 21 % | 21 % | 22 % | 22 % | 19 % | 12 % | 12 % |
Скорее удовлетворительная | 42 % | 43 % | 43 % | 42 % | 45 % | 48 % | 50 % |
Хорошая | 27 % | 20 % | 18 % | 19 % | 19 % | 25 % | 25 % |
Доля положительных оценок | 69 % | 63 % | 61 % | 61 % | 64 % | 73 % | 75 % |
Подразделения в составе ГИБДД
Для должного выполнения поставленных перед службой задач было сформировано несколько функциональных подразделений. Каждая структура ведомства занята в конкретной сфере деятельности. Основными подразделениями ГИБДД считаются:
- Организационное;
- Автотехническое;
- Регистрационно-экзаменационное;
- Информационного обеспечения;
- Дорожно-патрульная служба.
Автотехническая инспекция контролирует техническое состояние транспортного средства и выполнение водителем правил, направленных на поддержание безопасности на дорогах. Организационное подразделение следит за соблюдением нормативов и стандартов в проведении строительных, проектных, реконструктивных работ в отношении дорог и сооружений. Регистрационно-экзаменационные отделы готовят водителей и принимают экзамены на знание ПДД и приобретение навыков вождения. Они также регистрируют, учитывают и разыскивают транспортные средства. Сотрудники информационной структуры контролируют информационную деятельность, направленную на координацию действий других подразделений ГИБДД в оперативно-поисковых мероприятиях, собирают, обрабатывают и оценивают текущие сведения о правонарушениях. ДПС отслеживает состояние автомобиля, оценивает поведение участников дорожного движения и координирует их действия при выявлении осложнений в ходе последующего движения. Сотрудники мониторят права пассажиров, водителей и пешеходов, а также состояние общественного порядка.
История
5 ноября 1934 года Совнарком Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях Союза, а также в районах со значительным количеством автомашин» в целях решительной борьбы с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР.
Госавтоинспекция НКВД создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контроль подготовки и воспитания шофёров.
До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов. До этого времени собственно регулировщики в состав ГАИ не входили. К 1940 году ГАИ систематизировала и свела в один документ Правила дорожного движения. Был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учёта и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.
Знаки различия
Старший и средний начальствующий состав:
Старший начальствующий состав | Средний начальствующий состав | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Майор милиции | Капитан милиции | Старший лейтенант милиции | Лейтенант милиции | Младший лейтенант милиции | Сержант милиции | |||
ПетлицыГАИк шинелиобразца 1939—1943 | ||||||||
ПетлицыГАИк гимнастеркеобразца 1939—1943 | ||||||||
Полковник милиции | Подполковник милиции | Майор милиции | Капитан милиции | Старший лейтенант милиции | Лейтенант милиции | Младший лейтенант милиции | ||
ПогоныГАИобразца 1943—1948 |
Младший начальствующий состав и pядовой состав отделов регулирования уличного движения (ОРУД):
Младший начальствующий состав | Pядовой состав | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Старшина милиции | Старший сержант милиции | Сержант милиции | Младший сержант милиции | Ефрейтор милиции | Милиционер | |
Погоны Отделов регулированияуличного движения (ОРУД) |
Регулировщица старшина милиции Анна Фёдорова на перекрёстке проспекта 25 Октября (Невского проспекта) и улицы 3-го июля (Садовой улицы) блокадного Ленинграда. Фото Сергея Струнникова, 1942 год
В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.
ГАЗ-21 «Волга» в окраске госавтоинспекции
В конце 1960-х — начале 1970-х годов, с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений для: дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется борьба с аварийностью.
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственную инспекцию безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции, и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней. Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.
В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило своё наименование.
Функции ДПС
ДПС – одно из структурных подразделений ГИБДД, но зачастую оба названия применяются для обозначения одной структуры. С юридической точки зрения понятия не равнозначны, ввиду чего упоминаются в документах по отдельности. Деятельность ДПС строится на принципах уважения прав человека, соблюдении закона и гуманизме. Сотрудники структуры – публичные и открытые личности, работа которых основана на доверии и связана с поддержкой граждан. Они стараются обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Деятельность сотрудников ДПС регламентируется определённым порядком действий:
- Контроль соблюдения ПДД;
- Регулировка дорожного движения;
- Помощь в реализации прав и интересов граждан;
- Производство административных дел;
- Сопровождение транспорта;
- Выполнение неотложных действий на месте ДТП;
- Принятие мер реагирования, направленных на снижение количества аварий и пострадавших в них людей;
- Оповещение населения о дорожной обстановке, распространённых причинах ДТП и мерах, принимаемых для их предупреждения;
- Розыск похищенных и угнанных автомобилей;
- Розыск лиц, участвовавших в аварии и имеющих к ней отношение, но покинувших место происшествия;
- Контроль состояния дороги;
- Надзор за проведением мероприятий, направленных на восстановление дорожного покрытия.
Сотрудники ДПС совместно с представителями федеральных органов могут принимать участие в профилактических мероприятиях, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Специалисты могут отслеживать соблюдение норм поведения в границах зон ответственности, ограниченных маршрутами и постами патрулирования.
Основная задача сотрудников ГИБДД – соблюдение интересов участников дорожного движения. Для её реализации действуют в разных направлениях, потому ГИБДД было разделено на несколько структур, каждая из которых занимается конкретным направлением.