Содержание материала
Экскурс в историю
Впервые о единой форме железнодорожных работников в советской России задумались только в 1926 году. Почти 10 лет работники железнодорожного транспорта донашивали костюмы, оставшиеся от старой власти, но только со снятыми эмблемами.
Затем была принята в обиход другая форма – темно-синяя, отличающаяся знаками различия из алой эмали (от звёздочек до углов) на петлицах.
В 1943 году форма, принятая для железной дороги, вновь претерпела изменения в сторону военизированности. Знаки различия были перенесены на погоны. Форма их стала различаться цветом для высшего состава, простых рабочих и служащих железной дороги.
В 1955 году форму снова переделывают, делая её более гражданской. Знаки различия вновь переносятся на петлицы. Ассортимент и количество предметов спецодежды значительно увеличивается: тёмно-синие однобортные кители (для высшего управленческого звена – дополнительно белые кители из шёлкового материала, роскошные папахи), тужурки, шинели, фуражки и шапки ушанки.
Впервые появилось деление общей формы на отдельно мужскую и отличающуюся от неё женскую. В норму вошли юбка-шестиклинка, платье и берет.1963 год ознаменовался появлением специальной эмблемы на форме железнодорожника
В декабре 1994 года выходит ещё один приказ об изменении единой формы для работников железных дорог РФ.
В апреле 2003 года начинается кампания по опросу работников для введения в жизнь формы нового образца и объявляется всероссийский конкурс на право создания этой спецодежды. Летом 2006 года жюри конкурса выбрало победителя – дизайнера и модельера Викторию Андреянову (Москва) и доверило ей конструирование и разработку всего проекта.
21 мая 2008 года в Сочи состоялся предварительный показ типовых вариантов, в основных чертах получил одобрение и было отдано распоряжение о пошиве первых пробных партий.
Приказ ОАО «РЖД» с номером 17, подписанный 17 февраля 2010 года окончательно ввел в строй новую форму для железнодорожников.
Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго — Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую — обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.
- Кадет Института Корпуса путей сообщения, 1829 г.
- Инженер Института Корпуса инженеров путей сообщения, 1830-1840 гг.
- Унтер-офицер военно-рабочих рот путей сообщения, 1855 г.
- Обер-кондуктор, 1855 г.
Правила хранения и ухода
Правильное хранение и грамотный уход за спецодеждой – залог того, что изделия прослужат не менее положенного срока.
Предусмотрено ношение демисезонной и тёплой зимней одежды работниками не менее 4-х лет (в фирменных поездах верхняя спецодежда выдаётся на 3 года), костюм рассчитан на 2 года. В течение этого времени разрешается стирка блузок, рубашек, шарфов, галстуков и платков. Остальные предметы одежды рекомендуется подвергать химической чистке по мере загрязнения.
Хранить одежду предписывается при температурах +15°°…+25° С, относительной влажности 40-75%.
Специальная одежда зависит не только от компаний и организаций. Она трансформируется в связи с реальным временем, с явлениями и тенденциями в обществе. Но любая униформа всегда должна оставаться комфортной для самих работников и красивой для окружающих людей.
Разновидности одежды, фасоны, их описание по классам
В основном обеспечение спецодеждой железнодорожных рабочих можно подразделить на пять классов:
- руководители высшего и старшего уровня;
- средний, младший разряд руководителей и рядовой состав;
- работники, обслуживающие фирменные поезда;
- работники локомотивных бригад;
- кассовые работники.
Современная форма железнодорожников России выглядит, как на фото:
Для первых трёх классов предусмотрены разновидности пальто, плаща, куртки утеплённой, костюма, сорочек (блузок), галстука. В случае работников локомотивных бригад сюда добавляются жилеты, шарфы.
Для билетных кассиров тёплая одежда не предусмотрена и их спецодежда состоит из костюма (пиджак, брюки, юбка, жилет), двух белых и двух голубых блузок и шарфа.
Общими в мужском и женском комплекте спецодежды для проводников пассажирских вагонов можно назвать комплект серых брюк, трикотажный жилет серого цвета, куртку серого цвета с красным кантом без подстежки, плащ с подстежкой, рабочий фартук с грудкой, шапку из овчины.
Для мужчин
Кроме вышеперечисленного, мужской комплект спецодежды проводника пассажирского вагона включает в себя куртку утеплённую, 2 галстука и зажим для галстука, фуражку форменную с околышем – декоративной красной полоской лентой, 2 сорочки форменных с длинными рукавами (голубую и белую) и две таких же цветов с короткими рукавами, шарф серого цвета.
Женский комплект проводника
Женская униформа состоит из общих предметов одежды, а кроме того: черного утепленного пальто, демисезонного берета из фетра, красной юбки, серой юбки, трех штук блузок (голубого и белого цветов) с короткой длиной рукава, голубой и белой блузок с длинным рукавом, блузкой красного цвета с коротким рукавом, на поясе и аналогичного цвета блузкой с рукавом в 3/4, шейного платка из шёлка, шерстяного шарфа красного цвета.
МКЖТ
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 31 мая 2012 года №0220
Свидетельство о государственной аккредитации от 27 апреля 2012 года №1628
Московский колледж железнодорожного транспорта сегодня представляет собой не просто образовательное учреждение, предлагающее освоить узкий набор специальностей, а целый комплекс по всестороннему развитию личности.
О колледже
Сегодня колледж выглядит больше как полноценный ВУЗ с новыми классами, компьютерной техникой и современными спортзалами и спортплощадками. Имеются спортивные секции, в которых формируются команды для спартакиады. Каждый год в колледже проводится традиционный легкоатлетический кросс. Колледж спонсирует ОАО «РЖД России».
Подать документы на поступление в колледж можно на базе 9-ти и 11-ти классов.
Перечень:
- Аттестат;
- 4 фотографии 3х4;
- Медицинская справка формы 086-у;
- Копия паспорта.
Документы подаются в приёмную комиссию c 9 июня по 15 августа.
При колледже открыт железнодорожный музей, где у студентов, есть возможность ознакомиться с историей колледжа и всей железнодорожной отрасли России. С целью улучшения дисциплины в колледже проводятся встречи с ветеранами железнодорожных войск и другие торжественные мероприятия. Международная поддержка колледжа предоставляет студентам возможность проходить практику за рубежом и устраиваться работать заграницей.
Специфика обучения
Для тех, кто сомневается в своих силах при поступлении, в колледже имеются подготовительные курсы. Ну, а те студенты, которые имеют постоянную работу, могут перевестись на заочную форму обучения.
Московский колледж железнодорожного транспорта позволяет построить карьеру, не поступая в ВУЗ. В колледже учёба строится на самостоятельной работе и подготовке к письменным контрольным, экзаменам и зачётам.
Однако учёба в московском железнодорожном колледже — это не только экзамены и зачёты — это ещё и насыщенная общественная деятельность, увлекательные Спартакиады и возможность проявить себя с лучшей стороны
Чтобы облегчить студентам сдачу сессий, которые проводятся три раза в год, перед сдачей читаются установочные лекции. Иногородним студентам дневного отделения предоставляются места в общежитии.
Форма обучения: Очная, Заочная
Вид обучения: Платное, Бесплатное
Стоимость обучения: 37400 – 98800 рублей в год
Обучение производится на базе 9 или 11 классов
Курсы: подготовительные курсы начинают работу с 15 октября 2015 года
Дни открытых дверей: 24 октября 2015 года
Курирующий ВУЗ: Институт прикладных технологий
Специальности:
Экзаменационные предметы:
русский язык, математика
Полезная информация:
Подробно об обучении в железнодорожных колледжах
https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522
Требования к униформе
Униформе всегда предъявлялись следующие требования:
- практичность;
- безопасность;
- износоустойчивость;
- дешевизна;
- эстетичность;
- соответствие современной моде;
- следование традициям.
Преобладающие цвета, которые задействованы в последнем варианте спецодежды железнодорожников – алый, серебристый, тёмно-синий, серый.
Ткани для пошива форменной одежды работников РЖД образца 2010 года были утверждены самые современные: для занятых активной физической работой машинистов и проводников материалы изготовлены с помощью нанотехнологий.
Они меньше подвержены сминанию, замечательно держат форму, их можно стирать в машинке, они грязеотталкивающие, но гигроскопичные (дышащие).
Особенности массового пошива формы для такой огромной армии служителей железной дороги (более миллиона) обуславливают необходимость сведения к минимуму затрат при раскрое. Шьются изделия по российским лекалам.
Рассмотрим пример женского форменного пальто: требования практичности удовлетворяются в этом варианте наличием удобных и практичных карманов, снабжённых молнией. На четыре кнопки и молнию застёгивается и основной край пальто. Материалом для этого предмета одежды служит мягкая полушерстяная ткань и прочная плащёвка.
Для аналогичного типа пальто, но для высшего руководящего состава, материал заменён на шерстяную ткань (более фешенебельную, но менее носкую). Карманы снабжены только клапанами без молнии. Как без молнии (только на пуговицах) и центральная застёжка.
На пальто, куртках и плащах знак-логотип ОАО РЖД (шеврон овальной формы с красной окантовкой, внутри которого стилизованные красные буквы РЖД) предусмотрен на левом рукаве, а также расположен на левой стороне полочки над кокеткой. У проводников вагонов в фирменных поездах тоже существует нашивка форменного логотипа на левом рукаве.
Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России — промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний — скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
- инженеры путей сообщения;
- чиновники центральных учреждений;
- чиновники местных учреждений;
- железнодорожные служащие.
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).
24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:
- парадную;
- праздничную;
- обыкновенную;
- особую;
- будничную;
- летнюю;
- дорожную.
- Обер-телеграфист, 1858 г.
- Старший начальник дистанции пути, 1861 г.
- Машинист Николаевской
железной дороги, 1861 г. - Начальник станции Главного общества
российских железных дорог, 1871 г. - Начальник депо российских
железных дорог, 1878 г. - Инженер ведомства путей сообщения, 1905 г.
Частности и особенности
Форма для работников фирменных поездных составов разрабатывалась отдельно — в проекте была отмечена художник-дизайнер Алена Петрова и компания «БТК-групп». Так, для работников «Сапсана», «Ласточки» и других именных поездов были разработаны особые формы железнодорожника, фото одной из которых представлено ниже. Кроме костюма, верхней одежды, она имеет еще и отличные галстуки, шейные платки, женские, мужские шарфы и проч.
Примечательно изготовление форменного костюма для Владимира Якунина — главы РЖД. Ткань для него была специально привезена из Великобритании, а работа была полностью ручной. Погоны, обшлаги и воротник вышивались специальными нитками, содержащими серебро.
Еще одна особенность, которая объединяет всю форменную одежду работников РЖД, — это одинаковые пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при Президенте. Представляют собой круглое серебристое изделие с бортиками и эмблемой главной российской железнодорожной корпорации.