Содержание материала
Как появился форменный стиль железнодорожников?
Решение ввести форменный стиль было принято РЖД с одной целью – повысить имидж компании. Начало истории современного стиля пришлось на 2003 год. В апреле этого года был проведен конкурс, что стал настоящим соревнованием между художниками-модельерами. Практически не существовало препятствий к участию в конкурсе, поэтому заявить о своем таланте могли все желающие
Не менее важно было и мнение людей, которые трудились на железной дороге. Большинство из них поддержали идеи отказаться от военизированного вида
Многие работники сообщили, что создание нового стиля необходимо для поддержания имиджа компании.
В 2006 году был проведен показ разработанных образцов одежды. Жюри выбрало вариант Дома моды, что принадлежит Виктории Андреяновой. Заказчиком были одобрены подготовленные эскизы, после чего были составлены технические условия для пошива.
Впервые испытания новой одежды были проведены в 2009 году. В большей части одежда понравилась работникам, а небольшие недочеты устранили, когда запустили массовое производство. Для фирменного стиля были выбраны 4 цвета практически в одной гамме – синий, серый и серебристый, а также красный.
Знаки различия: как было и как стало?
Ранее знаками различиями служили металлические эмблемы. Работников строительной отрасли помогала отличить эмблема с мостом, а у вагонников изображен вагон. Отличить локомотивщиков помогал паровоз, а движенцев – светофор. На рукавах связистов красовались две молнии, а отличить сотрудников административного аппарата помогал серп и молот.
Сейчас в РЖД принята новая система знаков различий, а главными символами выступают галуны и звезды. Обязательно на рукаве персонала имеется буква, которая позволяет определить региональное направление. Кроме этого, рукава младшего персонала в обязательно порядке украшает галун, изображение которого остается неизменным с прошлого века
Сотрудников старшего звена отличают наличие звездочек, количество которых меняется в зависимости от «важности персоны»
Рисунок для сотрудников железной дороги был специально разработан. Отличить руководителей высшего звена помогают особенно широкие галуны. На принадлежность человека к категории вице-президентов указывает листок винограда. Все сотрудники без исключения на рукаве имеют шеврон. Сделан он в форме овального щита на фоне фирменного цвета. Внутри щита находится эмблема из букв. Пуговицы одежды также помечены эмблемой.
ВЫДЕЛЕНИЕ МЕСТ В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ ДЛЯ ОТДЫХА ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
В вагонах проводникам предоставляется служебное отделение и места для отдыха следующим порядком. В пассажирских поездах дальнего, местного и международного сообщений, находящихся в пути следования в одном направлении 12 ч и более, для отдыха проводникам, обслуживающим вагоны некупированные, купированные и габарита 03-Т (РИЦ) выделяется двухместное купе или отделение в каждом вагоне. Для отдыха проводников, обслуживающих вагоны СВ, Микст, мягкие и вагоны купе на два смежных вагона. Поездному электромонтеру выделяется одно место для отдыха в четырехместном или двухместном купе совместно с проводниками, а при занятости всех мест в таких купе выделяется место в вагоне с радиопунктом.
В межобластных вагонах, находящихся в пути следования в одном направлении 8 ч и более, для отдыха проводников выделяется одно место на вагон.
В поездах местного сообщения для проводников, обслуживающих межобластные вагоны, при отсутствии купированных вагонов места для отдыха выделяются в некупированных.
Механик-бригадир поезда в пути следования находится в поездном радиопункте, где имеет место для отдыха. В почтово-багажном поезде для проезда и отдыха механику- бригадиру выделяется место в служебном отделении багажного вагона дороги приписки поезда.
В поездах, где предусмотрено курсирование вагонов-ресторанов, для отдыха работников этих вагонов выделяется в смежном с вагоном-рестораном купированном вагоне восемь спальных мест в двух первых четырехместных купе, а при отсутствии в составе купированного вагона места выделяются в некупированном, но не боковые.
В купированном вагоне с купе-буфетом, где имеется специальное служебное отделение, дополнительные места для отдыха обслуживающему персоналу не выделяются. Для работников купе-буфета, расположенного в межобластном вагоне, выделяется три спальных места в жестком вагоне.
При необходимости увеличения состава бригады работников вагона-ресторана свыше 8 человек вопрос о предоставлении дополнительного количества спальных мест для отдыха обслуживающему персоналу решается Главным пассажирским управлением МПС совместно с Управлением общественного питания Министерства торговли СССР. О решении сообщается механику-бригадиру (начальнику) поезда до начала рейса.
В книжках расписания движения пассажирских поездов в пояснении к каждой схеме поезда указываются номера вагонов и номера мест в них, которые выделяются для отдыха обслуживающему персоналу данного поезда. Эти места не подлежат продаже пассажирам для проезда.
-
<< Назад
-
Вперёд >>
Знаки отличия железнодорожников
Чтобы понять статус железнодорожного рабочего, достаточно обратить внимание на галуны и звезды, находящиеся на форме. У генерального директора галун шириной 3 см, рядом с которым красуются три звезды по 2,5 см в диаметре каждая
У генерального директора галун шириной 3 см, рядом с которым красуются три звезды по 2,5 см в диаметре каждая.
У диспетчеров галун ровно в два раза уже и четыре звезды.
У начальников станций, дистанций, ПМС, депо, вокзалов первого класса и вне класса – две звезды и два галуна по 1,5 см.
Один галун и две звезды у начальников ПТО локомотивов и вагонов, дежурных и мастеров.
Одни галун шириной 1,5 см красуется на формах машинистов локомотивов 3-го класса, осмотрщиков вагонов, составителей поездов, а также старших билетных кассиров.
Знаки отличия на железнодорожной форме разрабатывались совместно с Геральдическим советом при президенте.
Форма студента-железнодорожника
В отличие от кадровых работников, форма студентов железнодорожных учебных заведений не является унифицированной. Однако учащиеся каждого из них обязаны носить определенную одежду на занятия — во многом она напоминает обмундирование работников железных дорог:
- Черные или темно-синие строгие прямые юбки и брюки.
- Классическая железнодорожная рубашка с погонами, а иногда и определенным знаком отличия — голубая или белая.
- Галстук с держателем в виде символа железнодорожных перевозок.
- Иногда — трикотажная жилетка с фирменной окантовкой.
- Фуражка или пилотка с фирменным знаком РЖД.
Также распространена и практика так называемых студенческих отрядов — набор учащихся непрофильных колледжей и вузов для подработки проводниками в летний период. Ребята носят подобную студентам-железнодорожникам форму. Нередко их отличает форменная куртка-целинка с рядом нашивок — название и эмблема самого отряда, учебного заведения, характер деятельности юного работника, должность в студенческом объединении. Название произошло от слова «целина» — в советский период это название современных летних каникул, а тогда — трудового летнего семестра.
Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России — промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний — скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
- инженеры путей сообщения;
- чиновники центральных учреждений;
- чиновники местных учреждений;
- железнодорожные служащие.
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).
24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:
- парадную;
- праздничную;
- обыкновенную;
- особую;
- будничную;
- летнюю;
- дорожную.
- Обер-телеграфист, 1858 г.
- Старший начальник дистанции пути, 1861 г.
- Машинист Николаевской
железной дороги, 1861 г. - Начальник станции Главного общества
российских железных дорог, 1871 г. - Начальник депо российских
железных дорог, 1878 г. - Инженер ведомства путей сообщения, 1905 г.
Минтранс издал приказ о новых отличительных деталях формы сотрудников ОАО «РЖД»
Министерство транспорта РФ утвердило новые нарукавные и нагрудные знаки различия для работников ОАО «РЖД». Соответствующий приказ зарегистрирован в Минюсте 13 мая. Новые знаки сохранили традиционную символику и цвета – галуны серебристого цвета с красной окантовкой, шитьё в виде виноградных веток, но форма звёзд стала другой. В ОАО «РЖД» планируют ввести новые знаки уже в октябре. Так что зимняя форма будет обновлённой.
Нарукавные и нагрудные знаки различия являются элементом форменной одежды железнодорожников и отражают ранжирование по категориям и уровням должностей. Действующие знаки были введены в ОАО «РЖД» в 2009 году и с тех пор не менялись. Инициатором их пересмотра выступила сама компания, поскольку с момента утверждения действующих знаков многое изменилось: произошли структурные преобразования – выделились дочерние общества, упразднили отделения дорог, изменилась иерархия должностей. Всё это требовало упорядочить корпоративную систему знаков различия.
Кроме того, работники компании также высказались за перемены. Опрос в трудовых коллективах в 2018 году показал, что большинство сотрудников хотели бы сделать дизайн знаков различия более сдержанным и лаконичным.
Новые знаки сохранили традиционные для отрасли символы, в частности виноградные ветви, которые символизируют развитие железных дорог и исторически размещаются на форме руководителей. Ширина галуна, количество галунов и звёзд, как и сейчас, будут свидетельствовать о ранге сотрудника.
Изменения в знаках различия коснулись, во-первых, ширины галунов – они стали ýже на форменной одежде всех работников, кроме высшего состава, руководителей вне категории и генерального директора. Во-вторых, уменьшился размер звёзд и изменилась их форма.
«Рисунок звёзд стал другим – теперь у них дизайн более чёткой формы с ярко выраженными углами, обрамлёнными красным цветом. Мы отказались от того, чтобы размещать внутри серебристой звезды ещё одну другого цвета, как это предусмотрено сейчас», – рассказала «Гудку» начальник отдела реализации кадровой политики Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Елена Лялина.
Прежде чем внедрить новые знаки, по словам Елены Лялиной, потребуется «привязать» их к шести категориям и уровням существующих должностей. Планируется, что с 1 октября осенне-зимняя форма работников ОАО «РЖД» будет с новыми знаками различия.
Мария Абдримова
Разновидности одежды, фасоны, их описание по классам
В основном обеспечение спецодеждой железнодорожных рабочих можно подразделить на пять классов:
- руководители высшего и старшего уровня;
- средний, младший разряд руководителей и рядовой состав;
- работники, обслуживающие фирменные поезда;
- работники локомотивных бригад;
- кассовые работники.
Современная форма железнодорожников России выглядит, как на фото:
Для первых трёх классов предусмотрены разновидности пальто, плаща, куртки утеплённой, костюма, сорочек (блузок), галстука. В случае работников локомотивных бригад сюда добавляются жилеты, шарфы.
Для билетных кассиров тёплая одежда не предусмотрена и их спецодежда состоит из костюма (пиджак, брюки, юбка, жилет), двух белых и двух голубых блузок и шарфа.
Общими в мужском и женском комплекте спецодежды для проводников пассажирских вагонов можно назвать комплект серых брюк, трикотажный жилет серого цвета, куртку серого цвета с красным кантом без подстежки, плащ с подстежкой, рабочий фартук с грудкой, шапку из овчины.
Для мужчин
Кроме вышеперечисленного, мужской комплект спецодежды проводника пассажирского вагона включает в себя куртку утеплённую, 2 галстука и зажим для галстука, фуражку форменную с околышем – декоративной красной полоской лентой, 2 сорочки форменных с длинными рукавами (голубую и белую) и две таких же цветов с короткими рукавами, шарф серого цвета.
Женский комплект проводника
Женская униформа состоит из общих предметов одежды, а кроме того: черного утепленного пальто, демисезонного берета из фетра, красной юбки, серой юбки, трех штук блузок (голубого и белого цветов) с короткой длиной рукава, голубой и белой блузок с длинным рукавом, блузкой красного цвета с коротким рукавом, на поясе и аналогичного цвета блузкой с рукавом в 3/4, шейного платка из шёлка, шерстяного шарфа красного цвета.
О современной форме
Форменная одежда работника железной дороги говорит о его причастности к корпорации ОАО РЖД. Ее ношение обязательно для всех структурных подразделений. О принадлежности к какому-либо региональному филиалу компании говорит специальный знак на рукаве кителя или рубашки — аббревиатура отделения железной дороги. Пенсионеры-железнодорожники имеют право надевать свою форменную одежду с теми знаками различия, которые были получены ими в момент выхода на заслуженный отдых.
О своей новой форме железнодорожника представители «Российских железных дорог» отмечают следующее:
Соответствие универсальному новому бренду корпорации.
Уход от некой военизированности.
Учет исторических традиций, внимание к их преемственности.
Комфорт, удобство, функциональность и безопасность как повседневной, так и парадной формы железнодорожников.
Эстетичный внешний вид, оригинальность, обращение к современным модным тенденциям в сфере рабочей одежды.
Для каждого работника предусмотрен сборный комплект моделей предметов гардероба и аксессуаров, которые вместе составляют фирменную форму. При этом в нее не позволяется добавлять что-либо от себя — украшение, головной убор, свитер, рубашку и т. д. Сроки эксплуатации формы следующие:
- Костюм — два года.
- Верхняя зимняя и демисезонная одежда (плащи, куртки, пальто) — 4 года. Для трудящихся в фирменных поездах — 3 года.
На всех формах железнодорожников в обязательном порядке красуется знак отличия — овальный контурный серый щит с красной окантовкой и красными стилизованными вышитыми буквами «РЖД». Он обязательно помещается на левый рукав — рубашки, костюма, верхней одежды.
Основных разновидностей форм можно выделить четыре:
- проводницы;
- проводника;
- работника локомотивной бригады;
- кассира.
Форменная одежда для проводников-мужчин, выезжающих за границу
Костюм зимний (тужурка с брюками). Тужурка двубортная с окантовкой воротника и манжет малиновым сукном, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом, с шестью пуговицами по три в ряд. Пуговицы латунные с изображением технического знака. Брюки навыпуск без манжет с окантовкой из той же ткани, что и тужурка.
Костюм изготовляется из шерстяной ткани коричневого цвета. При тужурке носится сорочка из хлопчатобумажной ткани светло-коричневого цвета с коричневым галстуком.
Тужурка летняя однобортная с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полах
и одним нагрудным карманом, тремя металлическими пуговицами с изображением технического знака, расположенными в один ряд. Изготовляется из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани. При тужурке носится тенниска белого цвета с черным галстуком.
Пальто-шинель двубортное с хлястиком из драпа коричневого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Воротник и манжеты окантованы малиновым сукном.
Фуражка из ткани, применяемой для пошива костюма, с черным бархатным околышем. Фуражка окантована сукном малинового цвета. На околыше фуражки прикрепляется технический знак, над козырьком — лакированный ремешок.
Шапка-ушанка из коричневой или черной цигейки. Спереди в центре шапки прикрепляется технический знак.
Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго — Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую — обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.
- Кадет Института Корпуса путей сообщения, 1829 г.
- Инженер Института Корпуса инженеров путей сообщения, 1830-1840 гг.
- Унтер-офицер военно-рабочих рот путей сообщения, 1855 г.
- Обер-кондуктор, 1855 г.
Требования к униформе
Униформе всегда предъявлялись следующие требования:
- практичность;
- безопасность;
- износоустойчивость;
- дешевизна;
- эстетичность;
- соответствие современной моде;
- следование традициям.
Преобладающие цвета, которые задействованы в последнем варианте спецодежды железнодорожников – алый, серебристый, тёмно-синий, серый.
Ткани для пошива форменной одежды работников РЖД образца 2010 года были утверждены самые современные: для занятых активной физической работой машинистов и проводников материалы изготовлены с помощью нанотехнологий.
Они меньше подвержены сминанию, замечательно держат форму, их можно стирать в машинке, они грязеотталкивающие, но гигроскопичные (дышащие).
Особенности массового пошива формы для такой огромной армии служителей железной дороги (более миллиона) обуславливают необходимость сведения к минимуму затрат при раскрое. Шьются изделия по российским лекалам.
Рассмотрим пример женского форменного пальто: требования практичности удовлетворяются в этом варианте наличием удобных и практичных карманов, снабжённых молнией. На четыре кнопки и молнию застёгивается и основной край пальто. Материалом для этого предмета одежды служит мягкая полушерстяная ткань и прочная плащёвка.
Для аналогичного типа пальто, но для высшего руководящего состава, материал заменён на шерстяную ткань (более фешенебельную, но менее носкую). Карманы снабжены только клапанами без молнии. Как без молнии (только на пуговицах) и центральная застёжка.
На пальто, куртках и плащах знак-логотип ОАО РЖД (шеврон овальной формы с красной окантовкой, внутри которого стилизованные красные буквы РЖД) предусмотрен на левом рукаве, а также расположен на левой стороне полочки над кокеткой. У проводников вагонов в фирменных поездах тоже существует нашивка форменного логотипа на левом рукаве.
Экскурс в историю
Впервые о единой форме железнодорожных работников в советской России задумались только в 1926 году. Почти 10 лет работники железнодорожного транспорта донашивали костюмы, оставшиеся от старой власти, но только со снятыми эмблемами.
Затем была принята в обиход другая форма – темно-синяя, отличающаяся знаками различия из алой эмали (от звёздочек до углов) на петлицах.
В 1943 году форма, принятая для железной дороги, вновь претерпела изменения в сторону военизированности. Знаки различия были перенесены на погоны. Форма их стала различаться цветом для высшего состава, простых рабочих и служащих железной дороги.
В 1955 году форму снова переделывают, делая её более гражданской. Знаки различия вновь переносятся на петлицы. Ассортимент и количество предметов спецодежды значительно увеличивается: тёмно-синие однобортные кители (для высшего управленческого звена – дополнительно белые кители из шёлкового материала, роскошные папахи), тужурки, шинели, фуражки и шапки ушанки.
Впервые появилось деление общей формы на отдельно мужскую и отличающуюся от неё женскую. В норму вошли юбка-шестиклинка, платье и берет.1963 год ознаменовался появлением специальной эмблемы на форме железнодорожника
В декабре 1994 года выходит ещё один приказ об изменении единой формы для работников железных дорог РФ.
В апреле 2003 года начинается кампания по опросу работников для введения в жизнь формы нового образца и объявляется всероссийский конкурс на право создания этой спецодежды. Летом 2006 года жюри конкурса выбрало победителя – дизайнера и модельера Викторию Андреянову (Москва) и доверило ей конструирование и разработку всего проекта.
21 мая 2008 года в Сочи состоялся предварительный показ типовых вариантов, в основных чертах получил одобрение и было отдано распоряжение о пошиве первых пробных партий.
Приказ ОАО «РЖД» с номером 17, подписанный 17 февраля 2010 года окончательно ввел в строй новую форму для железнодорожников.
О создании новой формы
Модернизация формы началась в 2003 году — тогда железнодорожная корпорация объявила о старте конкурса, открытого для всех модельеров. Условиями выступали данные с опроса самих работников железных дорог — что им казалось неудобным и некрасивым в старой форме, должно было стать табу для новой.
Спустя три года состоялся показ образцов как формы железнодорожника, так и сопутствующих аксессуаров и знаков различия. Свои работы представили весьма видные дизайнеры-модельеры:
- Петербургский салон Елены Бадмаевой.
- Московский ФПК «Экспоцентр».
- Чувашский Дом моды И. Дадиани.
- Московская студия Дениса Самачева и мн. др.
Однако жюри определило победителем дизайнера из Москвы Викторию Андреянову. Именно ее работы показались как оригинальными и современными, так и связанными с историческим прошлым железных дорог. В 2008 году состоялся первый комплексный показ одежды для проводников, кассиров и машинистов. На следующий год первая пробная партия одежды была внедрена на Октябрьской железной дороге. А уже в 2010 году доработанная с учетом всех пожеланий и предложений работников форма начала массово поэтапно внедряться во всех отделениях РЖД.
Правила хранения и ухода
Правильное хранение и грамотный уход за спецодеждой – залог того, что изделия прослужат не менее положенного срока.
Предусмотрено ношение демисезонной и тёплой зимней одежды работниками не менее 4-х лет (в фирменных поездах верхняя спецодежда выдаётся на 3 года), костюм рассчитан на 2 года. В течение этого времени разрешается стирка блузок, рубашек, шарфов, галстуков и платков. Остальные предметы одежды рекомендуется подвергать химической чистке по мере загрязнения.
Хранить одежду предписывается при температурах +15°°…+25° С, относительной влажности 40-75%.
Специальная одежда зависит не только от компаний и организаций. Она трансформируется в связи с реальным временем, с явлениями и тенденциями в обществе. Но любая униформа всегда должна оставаться комфортной для самих работников и красивой для окружающих людей.
Какую форменную одежду имеют железнодорожники?
До революции трудящиеся на железной дороге имели 7 форм одежды на все возможные случаи – будни и праздник, летнюю и зимнюю пору.
Сейчас работники ж/д транспорта получают верхнюю одежду раз в 4 года как зимнюю, так и демисезонную. К таковой относятся куртки и плащи, пальто. А вот работники фирменных поездов получают обновку раз в три года. Костюм выдают каждые два года. Носить форменную одежду обязывают всех сотрудников железной дороги вне зависимости от типа и направления подразделения. Одежда для сотрудников шьется за финансовые средства ОАО «Российские железные дороги».
Согласно действующим правилам, работники не имеют права смешивать форменную одежду с обычным нарядом вне зависимости от времени года или иных обстоятельств.
Во время торжественных мероприятий железнодорожники, которые вышли на пенсию, имеют право надевать торжественную форму, а также знаки отличия, что были им присвоены на момент ухода с работы на пенсию.