Мужская и женская казачья одежда

Содержание материала

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Современные казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на  руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно  наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Погоны и знаки различия

Вне зависимости от того, что изначально казачьи формирования относили себя к вольным, они все же имели четко структурированную иерархию. А когда войско было внедрено в регулярные образования, казачьи звания в армии привели в согласие с офицерскими. Сейчас можно провести аналогию между чинами с погонами казачества и армии России либо СССР. Звание казака приравнивают к младшему рядовому.

Повседневно используются пятиугольные казачьи погоны синего цвета. Для офицеров предусмотрено серебристое поле, а для младших чинов – цветное. На ворот погон крепится с помощью пуговиц, украшенных гербом. Имеется и полевой вариант, погоны казаков этой категории изготавливаются из суконного зеленого материала с полями цвета хаки.

Звание Соотношение с общевойсковыми Повседневные погоны Полевые погоны
Казак Рядовой Чистый погон синего цвета Чистый погон зеленого цвета
Приказной Ефрейтор Поперек серая узкая полоска Поперек узкая полоска цвета хаки
Младший урядник Младший сержант Поперек две серых узких полосы Поперек две узких полосы цвета хаки
Урядник Сержант На погонах урядника имеется поперек три серых узких полосы Поперек три узких полосы цвета хаки
Старший урядник Старший сержант Поперек серая широкая полоска Поперек широкая полоска цвета хаки
Младший вахмистр Старшина Вдоль широкая серая полоска Вдоль широкая полоска оттенка хаки
Вахмистр Прапорщик Вдоль широкая серая полоса и на ней 2 звезды Вдоль широкая полоса цвета хаки и на ней 2 звезды
Старший вахмистр Старший прапорщик Вдоль широкая серая полоса и на ней 3 звезды Вдоль широкая полоса оттенка хаки и на ней 3 звезды
Подхорунжий Младший лейтенант Вдоль тонкая цветная полоса и на ней одна звезда Вдоль тонкая полоса цвета хаки и одна звезда
Хорунжий Лейтенант Вдоль тонкая цветная полоса и 2 звезды по сторонам от нее Вдоль тонкая полоса оттенка хаки и 2 звезды по сторонам от нее
Сотник Старший лейтенант Вдоль одна тонкая цветная полоска, одна звезда на ней и 2 звезды по сторонам от нее внизу погона Вдоль одна тонкая полоска цвета хаки, одна звезда на ней и 2 звезды по сторонам от нее внизу погона
Подъесаул Капитан Вдоль одна тонкая цветная полоса, 2 звезды на ней, 2 звезды по сторонам от нее внизу погона Вдоль одна тонкая полоса оттенка хаки, 2 звезды на ней, 2 звезды по сторонам от нее внизу погона
Есаул Майор Вдоль одна тонкая цветная полоска Вдоль одна тонкая полоска цвета хаки
Войсковой старшина Подполковник Вдоль две тонких цветных полосы, 2 звезды на них, 2 звезды по сторонам внизу погона Вдоль две тонких полосы цвета хаки, 2 звезды на них, 2 звезды по сторонам от них внизу погона
Казачий полковник Полковник Вдоль две тонких цветных полоски Вдоль две тонких полоски цвета хаки
Казачий генерал Генерал-майор Внизу погона две звезды Внизу погона две звезды

Между казаками Дона и Кубани сформировались обусловленные географией различия. Экипировка кубанского казачьего войска подверглась влиянию обмундирования горцев, например, носили черкески, которые популярны на Кавказе. Служащие же войска донского надевали чекмени.

В нынешнее время государство активно поддерживает возрождение казачества. С каждым годом в ряды этого формирования вступает все больше людей. Это своего рода дань истории, отваге, храбрости, чести.

Виды казаков

В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:

  1. Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
  2. Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
  3. Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
  4. Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
  5. Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
  6. Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
  7. Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.

Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.

Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.

Оружие казаков

Все казаки обладали исключительными навыками рукопашного боя и зачастую пользовались только кулаками. Однако нельзя и представить казака без его оружия, с которым он не расставался практически никогда. Казак трепетно относился к своему оружию, как к близкому и родному человеку.

Изначально главным оружием в казачестве была сабля, но вскоре ее сменила шашка — она отличалась менее изогнутым клинком.

Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.

А вот нагайку, в отличие от кинжала, имели право носить не все казаки. Эта короткая и толстая плеть считалась символом власти. Ее редко использовали как оружие, она скорее служила для наказаний и устрашений.

Казачья нагайка

ЭТО ИНТЕРЕСНО. В некоторых поселениях нагайку могли носить только женатые парни. В день свадьбы им ее дарил отец невесты. Плётка вешалась над дверью в спальне, чтобы показать, что казак — хозяин в доме.

Иерархия казачьего войска

Впервые о казацких общинах стало известно в начале XV века. Изначально это были свободные донские, днепропетровские, волжские группы казацкого рода. Позже появилась знаменитая Запорожская Сечь. В этих формированиях существовало множество разнообразных рангов. Среди них встречались атаманы, кантереи, сотники, гетманы, десятники.

В XV-XVI веках появились также полковники, есаулы, подъесаулы, гетманы и прочие. Именно в момент этого нововведения был дан старт систематизации званий у казаков. В перспективе это сказалось на развитии формирований казачества. Тогда набор в образования велся группами по 600 человек.

Процедурой руководил «голова», подчинявшийся воеводе. Набирали людей из «приборов», они же подразделялись на сотни. Ими руководили сотники, под их подчиненьем были полусотни. После иерархия предусматривала десятки, под руководством десятников. Каждое казачье поселенье имело военных, выполняющих функции обычных стрельцов.

В случае поступления на службу в каком-либо населенном пункте для дальнейшего там проживания, казаки попадали под руководство городского воеводы. Если «сторожевые» казаки направлялись в поселение как обособленные, то они подчинялись управляющему. Таких руководителей ставили выше пятидесятников. Атаманов оценивали на одном уровне с «боярскими детьми». Впоследствии им помимо денежных вознаграждений выделяли участки земли.

Царского

Единая систематизация иерархии в царской армии была утверждена в XVIII веке после «Табеля о рангах», который разработал Петр Великий. Согласно этому документу были произведены серьезные изменения среди казачьих чинов и погон царской армии.

На тот момент ранги и знаки отличия упорядочили, а затем внесли в единый первый класс. Ближе к концу XVIII века изменилась военная систематизация казачьих формирований. В 1828 году в период правления Николая I была создана единая система казачьих званий чинов и погон. В нее входили:

  • штаб-офицеры (старшие офицеры), в их числе полковники, подполковники, войсковые старшины;
  • обер-офицеры (младшие офицеры) среди них есаулы, сотники, хорунжие;
  • нижние чины – вахмистры, урядники, приказные казаки (рядовые).

Вплоть до 1880 года действовала вышеобозначенная система казачьих войск. Изменения в нее начали вносить после появления подхорунжего. В1884 году звание «подполковник» заменили на «войсковой старшина», тогда оно было равноценно военному майору. Кроме того, был введен чин подъесаул, который был аналогичен штабс-ротмистру кавалерии императорской армии. Всего иерархия этих формирований содержала более 10 званий нового образца.

Современного

В наше время, согласно Госреестру, казачьи сообщества подразделяются на высшие, главные, старшие, младшие и низшие. У казаков России существует одиннадцать подразделений, которые имеют собственные управляющие органы. Госреестром регламентированы такие чины как:

  • казаки и приказные (низшие);
  • урядники, вахмистры (младшие);
  • подхорунжие, хорунжие, сотники и подъесаулы (старшие);
  • есаулы, куренные, казачьи полковники (главные);
  • казачьи генералы (высшие).

Низший чин может присваивать атаман казачьего сообщества. Назначать звания, относящиеся к младшим и старшим, имеет право войсковой атаман. Ранги после есаула может присваивать Председатель совета по делам казачества, который является полномочным представителем Президента РФ. Назначать казачьего генерала может сам Президент.

Атаман казаков

Атаман — это предводительства всего казачьего войска, их старшина. Войскового атамана выбирали ежегодно на народном собрании — все казаки вставали в круг и голосовали за того или иного представителя казачества. Нередко выборы заканчивались другой — настолько ожесточенными были дебаты.

Атамана казаки выбирали путем голосования

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Вставая в круг, казаки обязательно снимали свои шапки — в знак уважения к выборам.

Так, первым атаманом всего Донского казачества считают Ивана Смагу Чертенского.

Войсковый атаман особой власти не имел, он лишь исполнял решения войскового круга. А если он принимал какие-то решения самостоятельно, его могли даже казнить.

Чаще всего атаман просто докладывал на общих собраниях положение дел в обществе, выносил какие-то вопросы на голосование. Он также участвовал в нем, но его голос имел столько же значения, сколько и голос обычного казака. С 1998 года атаманам присваивается звание казачьего генерала.

Многие атаманы вошли в историю не только казачества, но и России:

  1. Ермак. Неизвестно, как происходило бы освоение Сибири, если бы не он.
  2. Михаил Черкашенин — один из главных атаманов во времена Ивана Грозного. Именно он помог выиграть битву при Молодях в 1572 году.
  3. Наум Васильев — Донской атаман, помогал в успешном взятие Азова в 1637 году, держал его оборону от турок и татар.
  4. Матвей Платов — его знают и помнят во всем мире. Он возглавлял Индийский поход, а также ездил в Лондон для заключения мирного договора с Наполеоном. Он запомнился британцам тем, что его несли от кареты до храма на руках. Именно после визита Платова в Британии стало модным казачество.
  5. Степан Разин — о нем ходили мифы и легенды, которые сам атаман успешно поддерживал. Разин руководил восстанием казаков 1670-1671 года, ставшего одним из самых крупных за всю историю.

Терское казачье войско 1860–1920-е гг.

Казаки 2-го Горно-Моздокского полка Терского казачьего войска

Конец Кавказской войны положил конец линии казачьего войска. В 1860 году он был разделен: два западных полка вошли в состав Черноморского казачества и образовали Кубанское казачье войско, а оставшиеся — в Терское казачье войско . Следующее десятилетие показало постепенную реформу от военного управления к гражданскому. В 1865 г. была сформирована постоянная полиция, а в 1869 г. образовалась Терская область , состоящая из восьми горных округов (с коренным населением) и семи казачьих подразделений. Последовало несколько полковых реформ: Кизлярский и Роверский, а также Горный и Моздокский полки были объединены в два (количество подразделений уменьшилось до пяти), а в 1871 году был издан устав терских казаков.

С 1870-х годов Восточный Кавказ оставался в основном мирным (если не учитывать восстания чеченцев в конце 1870-х годов и периодические обмены набегами). Однако Терек казаки приняли участие в нескольких имперских войнах, включая кампании против Хивы в 1873. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) Терско казаки послали шесть кавалерийских полки, один гвардейский эскадрон и один смонтированные артиллерийский полк на Балканы и а еще семь полков и конная батарея были мобилизованы против восставших чеченцев и дагестанцев, которые подняли восстание против царских властей в 1878 году.

В 1880-х годах появление железных дорог и открытие нефти сделало Терскую область одной из самых богатых на Кавказе, что привело к значительному росту казачьего и коренного горного населения. Это создало трения в отношении собственности на землю. Казаки владели обширными плодородными территориями в низинах и степях, в то время как коренное горное население владело землями только в горных зонах. Мир был сохранен сложной российской политикой поддержки лояльных вождей кланов и бесплатного снабжения продовольствием и товарами. Терские казаки участвовали в походах на Геок-Тепе в 1879 году и в 1885 году до афганской границы в Средней Азии .

Униформа и снаряжение

Униформа Кизляр-Гребенского 1-го казачьего конного полка России

До 1914 года Терское казачье войско носило парадную форму, состоящую из темно-серого / черного кафтана (без воротника до колен) со светло-голубыми погонами и тесьмой на широких манжетах. На груди кафтанов носили декоративные контейнеры ( czerkeska ), в которых изначально находились единичные пороховые емкости для дульнозарядных мушкетов. Кафтан имел открытый перед, открывающий голубой жилет. Были надеты широкие серые брюки, заправленные в мягкие кожаные сапоги без каблука. Офицеры носили серебряные погоны, тесьму и наконечники, последние — в черкесках . Это кавказское национальное платье также носило Кубанское казачье войско, но другого цвета облицовки. Высокие черные меховые шапки носили на все случаи жизни с голубыми суконными верхами и (для офицеров) серебряными кружевами. Вместо шпор использовали хлыст. До 1908 г. отдельные казаки из всех воинств должны были иметь собственное обмундирование (вместе с лошадьми, кавказскими седлами и упряжи). На действительной службе во время Первой мировой войны терские казаки сохранили свою отличительную одежду, но с темным жилетом, заменяющим бросающийся в глаза голубым жилетом, и без серебряных украшений или синих окантовок парадной формы. Черный войлочный плащ ( бурки ) носили в непогоду как в мирное время, так и на действительной службе.

Теркские и кубанские казаки Императорского конвоя ( Конвоя ) носили особую парадную форму; в том числе алый кафтан с золотой тесьмой и белый жилет.

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

  • Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
  • Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
  • Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
  • Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
  • Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
  • Мирошниченко Г. И. «Азов».
  • Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
  • Калинин А. В. «На юге».
  • Никулин М. А. «Полая вода».
  • Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
  • Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
  • А. П. Чехов «Казак»

Поэзия

  • Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
  • Туроверов Н. Н. «Стихи».
  • Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Казачьи войска

История казачьего войска началась когда беглые крестьяне и бродяги-одиночки стали объединяться в группы для организованных набегов и совместного проживания. Со временем они стали наниматься к правителям на службу в обмен на жалованье и еду. Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско». До этого солдат называли иррегулярным войском.

Основными были следующие войска казаков:

  • Донское — самое многочисленное и значимое для Российской империи;
  • Черноморское — в него в основном входили бывшие запорожские казаки, которых по приказу Екатерины II переселили с берегов Днестра;
  • Кубанское — казаки Северного Кавказа;
  • Оренбургское — считалось вторым по старшинству после Донского;
  • Терское — в его состав входили представители разных народностей;
  • Уральское — до 1775 года называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева;
  • Забайкальское — официально образовано лишь в 1851 году приказом Николая I;
  • Сибирское — войско существует с 1582 года, когда Иван Грозный в награду за помощь Ермака в борьбе с Сибирским ханством дал его солдатам название «Царская Служилая Рать».

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.