Содержание материала
Канал дальнобойщиков
Наиболее распространенной категорией пользователей радиостанций являются водители грузового транспорта на дальних маршрутах. Это надежное средство коммуникации, которое помогает профессиональной деятельности. Благодаря обмену информацией, пользователи знают об обстановке на дорогах, могут попросить помощь на участках дорог, где отсутствует сотовая связь.
Чтобы всегда быть на связи, передавать и получать сообщения в зоне радиуса действия радиостанции, дальнобойщики настраивают приемники радиостанций на Си-Би диапазон на 15 канале, что соответствует частоте 27,135 Мгц по европейской сетке «С». Канал для дальнобойщиков в разных моделях радиостанций может помещаться в любых частотных сетках, но под тем же номером.
Основные каналы и частоты
C9EF (27.065 МГц) — вызывной канал службы спасения.
В данный момент практически не используется, тем не менее вести на нем переговоры не связанные с оказанием помощи запрещено.
Водители для получения помощи используют свой вызывной канал.
9 канал «российской» сетки частот C9RF (27.060 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
C15EA (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция АМ) — вызывной автомобильный канал.
На нем общаются дальнобойщики, и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.
C15EF (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция FM) — вызывной автомобильный канал.
Сейчас все больше водителей переходит на FM модуляцию. Это связано с тем, что FM модуляция дает лучшее качество звука и большую дальность в городских условиях.
В настоящее время параллельно с си-би используется 2 канал PMR диапазона (частота 446.01875 МГц). Для получения большой дальности в PMR диапазоне, необходимо использовать внешнюю антенну, что является нарушением использования PMR.
27.140 МГц — частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров.
Используется пустое пространство («дырка») между 15 и 16 каналами.
В настоящее время практически не используется, так как работе на этой частоте мешает автомобильный канал.
Частота применялась в детских радиостанциях «Walkie-Talkie», в игрушках с дистанционным управлением, в системах дистанционного открывания-закрывания ворот, и в других устройствах передачи информации на короткие расстояния.
C19EF, C19EA (27.185 МГц) — информационный канал.
Предназначен для передачи автомобильной информации — погода, пробки, объявления.
В настоящее время практически не используется, вся информация передается на автомобильном канале.
Использование данного канала не рекомендуется, так-так он мешает работе радиолюбителей на частоте 27.190 МГц.
19 канал «российской» сетки частот C19RF (27.180 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
27.190 МГц — вызывная радиолюбительская частота для проведения дальних связей SSB модуляцией.
Используется пустое пространство («дырка») между 19 и 20 каналами.
C20RF (27.200 МГц) — вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей FM модуляцией.
На данном канале часто применяются усилители, и выходная мощность может достигать нескольких десятков и даже сотен ватт.
C27RA (27.270 МГц) — QRP вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей AM модуляцией.
На данном канале не принято использовать усилители, поэтому выходная мощность обычно равна мощности радиостанции и не превышает нескольких ватт.
[править] Регистрация раций
На практике многие промышленно выпускаемые рации диапазонов PMR и LPD имеют мощность до 5 Вт. Рации с мощностью до 0,01 Вт в 433 МГц и до 0,5 Вт в 446 МГц регистрации не подлежат. В обязанности Роскомнадзора входит выявление радиостанций, не соответствующих установленным законодательством нормам по разрешённой мощности.
Радиостанции Си-Би диапазона личного пользования с выходной мощностью до 10 Вт с 1 ноября 2011 года регистрации не подлежат. Порядок регистрации и перечень радиостанций, не подлежащих регистрации, определён Правительства РФ. После регистрации выдаётся Свидетельство о регистрации установленного образца.
Сертификации рации без выхода в телефонную сеть (взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации) не подлежат (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 896)
Покупать ли к рации антенну?
На дальность распространения сигнала и его четкость и качество прямо влияет размер применяемой в ней антенны. Поэтому она просто необходима. Но не стоит перегибать палку и ставить на автомобиль уж слишком большую антенну, которая будет мешать проезжать под находящимися над дорогой объектами, задевая их.
Купив и установив рацию с хорошей антенной на авто, можно разбавить свое бесконечное нахождение в пути, присоединившись к общению водителей-дальнобойщиков, поделиться с ними своими радостями и печалями, послушать их рассказы, а также избежать многих неприятностей, поджидающих человека впереди на незнакомом пути.
Друзья
С некоторыми людьми, с которыми я общался тогда, и по сей день поддерживаем общение, периодически встречаясь в разных местах, но чаще у соседа дома. Наш круг не такой уж большой, но они все люди из той волны: Юра («Жёлудь»), Роман («Будулай»), Михаил («Матрос»), Виталий («Берталет») – пересекаемся в жизни. Правда, на связи далеко не все и не всегда, но это не суть.
В радиосвязи развита взаимовыручка, так как зачастую одному ставить антенны не с руки, а вдвоём, втроём просто. Вот так иногда собираемся на крышах. Разве что сейчас собираемся на двух: у меня, и у соседа – для профилактических работ. А ещё благодаря им, через меня прошло большое количество аппаратуры и что-то так и осталось у меня совершенно безвозмездно или по бартеру. Это тоже было большим плюсом того времени, так как денег тогда было совсем немного.
Зачем нужна рация в машине
Авто рация предлагает массу преимуществ для тех, кто постоянно находится в дороге в связи со служебными обязанностями. Несмотря на то, что современные города, прилегающие к ним села, зоны отдыха граждан практически полностью охвачены покрытием сотовой связи, ее нет на множестве территорий. Например, переносная рация поможет в горах, в степных просторах. Наверное, не стоит вспоминать о протяженности магистралей на Дальнем Востоке и территории Сибири.
Лучшая рация для дальнобойщиков предложит:
- простоту связи — настройка рации занимает очень мало времени, для перехода на канал достаточно нажать одну кнопку;
- возможность вызвать человека со значительного расстояния там, где нет покрытия сотовой сети;
- возможность подать сигнал бедствия.
Наконец, дальнобойщики общаются по рации не только в пределах своей страны. Они с одинаковой эффективностью используют такой тип связи за границей. Это означает, что у них нет необходимости оплачивать роуминг, как это происходит у мобильных операторов. Рацию даже не придется перенастраивать.
[править] Источники
- О регистрации мощных LPD-радиостанций можно почитать на радиолюбительских форумах, например, , , [недоступная ссылка].
- 136.73.ru/r_noise/noise.htm
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — с.19
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — рис. 41, с.38
- Licensing Requirements for Radio Services, Document No. ODTR 00/62R (2002//ENG), 1.2.2014
- Regulation on collective frequencies for licence-exempt radio transmitters and on their use (2011/337/FIN), 26.3.2013
Государственное регулирование
В России радиостанции СиБи диапазона приобретаются свободно, согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837. Радиостанции СиБи диапазона не подлежат обязательной государственной регистрации в пределах выходной мощности 4 Вт. Использование радиостанций СиБи диапазона регулируется решением Государственной комиссии по радиочастотам принятом на заседании от 3 сентября 2013 года (протокол № 13-20) внесшим изменения в решение ГКРЧ от 29 мая 2006 года № 06-14-03-001 «О выделении полос радиочастот в диапазоне 1,6065-30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения» (с изменениями, внесёнными решением ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001) (решение ГКРЧ № 13-20-08)
Решение ГКРЧ № 13-20 Приложение № 2 устанавливает мощность передатчика для АМ и ЧМ 4 Вт, SSB — 12 Вт. Запрещаются направленные антенны и коэффициент усиления антенно-фидерного устройства ограничен 1,73 дБи (что примерно соответствует металлическому штырю не более 2‑х м). Из буквального прочтения документа следует, что он регулирует «сухопутную подвижную связь» и никак не проясняет ситуацию со стационарной связью СиБи диапазона, отменяя ряд регламентирующих её документов.
Решения ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001 и от 20 декабря 2011 г. № 11-13-06-2 считаются утратившими силу. По смыслу документ ограничивает свободное использование частотного диапазона 45 каналами сетки C в «нулях».
В Украине также пользоваться Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения при соблюдении следующих условий:
— рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С в «пятёрках», несущая 1-го канала 26965 кГц, несущая 40-го канала 27405 кГц, ширина канала 10 кГц);
— мощность передатчика не более 4 Вт.
В Белоруссии использовать Си-Би-связь можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 — 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее
История
В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460—470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков —
класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной — дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.
Тогда было обращено внимание на 11-метровый (27 МГц) участок в диапазоне коротких волн, на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны способны огибать препятствия размером до нескольких метров (например, дома или небольшие неровности рельефа), они сравнительно слабо затухают в лесных массивах
За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.
В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году — свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во всём мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев — это проведение DX-связей и обмен QSL-карточками.
В СССР диапазон 27 МГц был разрешён решением Государственной комиссии по радиочастотам от 30 декабря 1988 года (см. «Радио» № 1 за 1991 год). Однако, изначально на СиБи-аппаратуру в СССР накладывался ряд жёстких ограничений. Мощность её не должна была превышать 0,5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12,5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»). По-видимому, это было сделано с целью затруднения нелегального радиообмена между гражданами СССР и иностранцами. Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных СиБи-радиостанций.
Почему использование переговорного устройства важно для дальнобойщиков
Работа дальнобойщика связана с постоянными передвижениями по стране и даже за ее рамками. При этом любой автомобилист понимает, что транспорт – это средство повышенной опасности, а значит, в дороге может произойти все, что угодно. А учитывая, что на борту у грузовика может находиться ценный груз, требующий определенных условий хранения, ситуация может усугубиться случайной поломкой.
Рация для дальнобойщиков намного более удобна в использовании по сравнению с мобильными телефонами. Дело в том, что на трассах часто не ловит интернет и мобильная связь
При этом поддерживать контакт с внешним миром, в частности, с другими водителями, очень важно
Справедливости ради стоит отметить, что в продаже не существует раций специально для дальнобойщиков. Однако, согласно статистике, профессиональные водители выбирают устройства с повышенной защитой корпуса, с большим диапазоном работы и максимально простые в применении
Помимо этого, водители обращают внимание на следующие характеристики:
- конфигурация антенны;
- мощность радиостанции;
- количество каналов;
- стоимость;
- качество сборки.
Говорить о том, какой должна быть рация для дальнобойщика, сложно, так как каждый ориентируется на собственные предпочтения. Мы рекомендуем выбирать радиостанцию только от проверенных брендов. Вот список устройств, которые являются самыми популярными среди дальнобойщиков:
- Baofeng UV-82. Подходит для езды в черте города, отличается доступной ценой и мощностью в 5 Вт.
- Yaesu FT-1907R UHF – модель из среднего сегмента, позволяющая получить возможность работать с 200 каналами.
- Track Smart 27 – хорошее решение для тех, кому нужна максимально компактная рация.
- MJ-3031M TURBO считается одной из лучших профессиональных раций.
Портативные СиБи рации
Портативные радиостанции, работающие в диапазоне 27 МГц, обладают и весомыми преимуществами при использовании их на пересеченной местности и в условиях густого леса. Из-за особенностей распространения таких волн популярные безлицензионные рации, использующие более высокие частоты, значительно уступают здесь своим Си-Би коллегам.При всем этом применение портативных СиБи раций, однако, является довольно проблематичным. Дело в том, что длина волны данного диапазона составляет одиннадцать метров, а полноценная антенна должна быть порядка двух с половиной метров, что для носимых радиостанций абсолютно неприемлемо. Укорачивание же антенны приводит к значительному снижению дальности связи.К прочим недостаткам переносных раций, работающих в Си-Би диапазоне, можно отнести их большой вес (порядка 500 г), низкий КПД передатчика во время работы с компактной антенной и малую эффективность амплитудного шумоподавителя. Все это и стало причиной того, что практически все такие станции оказались снятыми с производства.
Первая своя радиостанция
Первой своей радиостанцией я обзаведусь , когда узнал, что успешно выдержал и был зачислен в группу РА-13-98. Буквально на следующий день мы с родителями поехали мне за обещанным подарком, так как дальше – дороже.
Выбирать долго не стал. Купили надёжный и проверенный вариант – Alan 48 Plus, который мне более года служил верой и правдой, позже, когда получу позывной, его поменяю на Dragon SS-485 для работы на КВ.
Я прекрасно помню те чувства, которые меня переполняли, когда получил первую свою радиостанцию. Теперь мог спокойно зависать в радиоэфире, так как ни от кого не зависел. Помню, как до поздней ночи сидели в нашем районном канале и тёрли просто так обо всём. Родители тогда лишь умилялись этому, говоря, что лучше уж так, чем где-то непонятно где на улице. Пока не началась учёба, такие вечерние посиделки продолжались постоянно, а потом стало резко некогда, но не забросил это занятие. Каждый вечер приезжал домой, включал радио где-нибудь, чтобы послушать то, что происходит в радиоэфире. Это и была та самая малая вершина, которую достиг. Нужно было двигаться дальше.
Канал дальнобойщиков на рации
Как мы разобрались, «беседка» дальнобоя находится в гражданской сети Си-Би
Важно, чтобы рация поддерживала эту частоту (некоторые модели работают в lpd 433 МГц, pmr). Канал общий для всех стран
Если вы окажетесь за пределами РФ, перенастраиваться не придется.
Как найти
Обычно рации уже настроены на нужную сетку, а поля tfv, rev настроены по умолчанию. Если же нет – придется настраиваться самим. Нужно открыть или скачать с сайта производителя инструкцию по эксплуатации. После найти сетку, соответствующую вашей модели (Д, С и т. д.), пролистать каналы до 15 и поймать модуляцию AM.
Модуляция
Есть несколько видов модуляций. Самые распространенные – AM и FM. На второй сидят радиоведущие, что звучат из автомобильных магнитол. Дальнобойщики же работают с модуляцией AM. Некоторые модели раций (Таис PM-41, PM-43) ловят только ФМ, поэтому для общения не подходят.
Перед покупкой станции обязательно уточните возможность подсоединения к необходимой модуляции. В противном случае поговорить с шоферами не получится.
Детальная информация видна на видео:
Правила общения
Радиоволна дальнобойщиков – это «мирок» со своими порядками, сленгом и устоями. Новички нередко боятся использовать радиосвязь, не знают, как общаться, теряются в обозначениях
Важно понимать, что разговаривать на отвлеченные темы здесь не принято, все строго и по факту
В российском сегменте вы сразу услышите слова, которым в автошколе не учат – «Буханка», «Лимон», «Стопари»… Использование сленга для шоферов – дело привычное. На ютубе можно найти видео со «словарем» дальнобоя. Выучив основные пару десятков слов, с пониманием проблем не будет. Выражаться можно и привычными, «русскими» словами.
Вам всегда подскажут, где подешевле купить соляру, есть ли на нужной трассе пост ДПС, наблюдаются ли пробки на участке. После этого вежливым тоном необходимо будет поблагодарить информатора. Связываться с шоферами «просто поболтать» в эфире сб не стоит. Как только вы попытаетесь флудить, сразу попадете в немилость.
Эфирный флуд
Флудом на канале считается вся информация, не относящаяся к дороге
Важно помнить, что частота нужна для работы. Личные вопросы в общей сетке обсуждать неприлично
Если вам с приятелем понадобилось поговорить, воспользуйтесь телефоном.
Засорение эфира ненужной информацией.
Для беседы может применяться и рация, однако не 15 канал. Нередко в эфире можно услышать фразы «сверни ниже (выше) на несколько каналов». Это значит, что люди устанавливают «приват» – личный диалог.
На свободной частоте вы никому не помешаете, не услышите оскорблений в свой адрес и обидного направления, куда следует идти флудить.
[править] Примечания
В каких странах разрешено использование PMR и LPD диапазонов.
LPD (433 МГц)
Страна | Использование | Условия |
---|---|---|
Австрия | Разрешено | Свободно |
Бельгия | Запрещено | |
Белоруссия | Разрешено | Свободно |
Германия | Разрешено | Свободно |
Голландия | Разрешено | Свободно |
Греция | Разрешено | Свободно |
Дания | Запрещено | |
Ирландия | Разрешено | SRD устройства мощностью не более 10 мВт |
Италия | Разрешено с канала №1 по №20 | Свободно |
Исландия | Разрешено | Свободно |
Испания | Запрещено | |
Кипр | Разрешено | Свободно |
Казахстан | Разрешено | Свободно, если мощность передатчика не превышает 2 Ватт |
Латвия | Запрещено | |
Литва | Запрещено | |
Люксембург | Запрещено | |
Норвегия | Разрешено | Свободно |
Польша | Разрешено | Свободно |
Португалия | Запрещено | |
Соединенное Королевство | Запрещено | |
Словакия | Разрешено | Свободно |
Словения | Разрешено | Свободно |
Турция | Запрещено | |
Финляндия | Запрещено | |
Франция | Разрешено | Свободно |
Хорватия | Запрещено | |
Швеция | Разрешено | Свободно |
Швейцария | Запрещено | |
Эстония | Запрещено |
PMR (446 МГц)
Страна | Использование | Условия |
---|---|---|
Австрия | Разрешено | Свободно |
Бельгия | Разрешено | Свободно |
Белоруссия | Разрешено | Свободно |
Венгрия | Разрешено | Свободно |
Германия | Разрешено | Свободно |
Голландия | Разрешено | Свободно |
Греция | Разрешено | Свободно |
Дания | Разрешено | Свободно |
Ирландия | Разрешено | Свободно, но надо проверять субтоны |
Италия | Разрешено | Общее разрешение |
Исландия | Разрешено | Свободно |
Испания | Разрешено | Свободно |
Кипр | Разрешено | Свободно |
Латвия | Разрешено | Надо иметь одобрение типа станции |
Литва | Разрешено | Свободно |
Люксембург | Разрешено | Свободно |
Мадейра и Азорские острова | Разрешено | Свободно |
Мальта | Разрешено | Свободно |
Норвегия | Разрешено | Свободно |
Польша | Разрешено | Свободно |
Португалия | Разрешено | Свободно |
Соединенное Королевство | Разрешено | Свободно |
Словакия | Разрешено | Свободно |
Словения | Разрешено | Свободно |
Турция | Разрешено | Именное разрешение |
Финляндия | Разрешено | Свободно |
Франция | Разрешено | Свободно |
Хорватия | Разрешено | Свободно |
Чехия | Разрешено | Общее разрешение |
Швеция | Разрешено | Свободно |
Швейцария | Разрешено | Свободно |
Эстония | Разрешено | Свободно |
Какие каналы использовать?
Применение радиоустройств определяется условиями и задачами, в которых они используются. Также выбор каналов зависит от типа радиоустройства. Приборы работают на открытых или закрытых частотах.
Выбор канала осуществляется по следующему принципу:
- Для частного общения во время туристических походов, на рыбалке и т.д. участники группы договариваются, на каком канале они будут вести переговоры. Современные радиостанции автоматически сканируют эфир. Доступ к каналам возможен, если они не закодированы, либо не заняты.
- Использование радиосвязи в производственных целях позволяет назначать каналы для общения определенных групп специалистов. В профессиональной деятельности пользователи руководствуются внутренними и общепринятыми правилами пользования каналами.
- Для экстренных или аварийных вызовов определяются каналы, которые настраиваются по умолчанию.
Перед покупкой радиостанции пользователю необходимо точно определиться, на каких каналах он планирует общаться. Радиостанции для каналов открытого общения стоят дешевле и не требуют лицензирования. Если пользователю сложно определиться, какую радиостанцию ему необходимо приобрести, рекомендуем посоветоваться со специалистами.
GLX Консалт
При приобретении рации, на это стоит обращать внимание, так как часть раций работает только в режиме FM, и не принимают АМ. В первую очередь при выборе автомобильной радиостанции необходимо обратить внимание на ее мощность
Мощность является одной из самых важных характеристик хорошей станции. Самой оптимальной считается мощность радиостанции в 10 Ватт, такая мощность будет достаточной для автомобиля и будет возможность подсоединить в случае необходимости усилитель
В первую очередь при выборе автомобильной радиостанции необходимо обратить внимание на ее мощность. Мощность является одной из самых важных характеристик хорошей станции
Самой оптимальной считается мощность радиостанции в 10 Ватт, такая мощность будет достаточной для автомобиля и будет возможность подсоединить в случае необходимости усилитель.
АНТЕННА — ВАЖНАЯ ЧАСТЬ РАЦИИ
К антенне для рации применимо выражение «размер имеет значение», так как от величины рации зависит качество и дальность сигнала. Однако, устанавливая антенну на высокие фуры, следует помнить про ограничения высоты на некоторых наддорожных объектах. Правильно установив антенну можно смело выдвигаться в путь, не беспокоясь о непредвиденных обстоятельствах и постах ГИБДД.
Далее стоит подумать об усилителе, который вы планируете использовать. Если есть возможность подсоединить более мощный внешний усилитель, то не рекомендуется выбирать станцию с внутренним усилителем, мощность которого значительно уступает мощности внешнего, в противном случае есть вероятность быстрого выхода из строя аппаратуры.
Посмотрите на количество каналов, которое может поймать приобретаемая вами радиостанция. Если большинство поездок совершается на небольшие расстояния и в маленьких городах, то достаточно будет иметь несколько каналов. А для длительных поездок и поездок внутри мегаполисов целесообразнее применять станцию с большим числом каналов.
Для более безопасных и комфортных поездок рекомендуется использовать станции с дополнительными опциями, например, такими, как шумоподавление, настройками, позволяющими запоминать установленные режимы при отключении питания. Выбор дополнительных функций и их необходимость определяется вашими предпочтениями и желаниями.
Полезными функциями, которые желательно иметь на своей радиостанции, считаются наличие встроенного GPS-модуля и режима АМ. Их рекомендуется использовать при длительных поездках на большие расстояния.
Установив в своей машине рацию можно узнать, о чем общаются водители во время пути. На что они жалуются, чем живут, их воспоминания, обмен опытом. С помощью радиосвязи можно устроить целый консилиум со своими братьями по баранке, на котором будут участвовать несколько сотен участников. С мобильным телефоном такого не проделать, и именно поэтому дальнобойщики предпочитают рации. Рации не только спасают водителя от одиночества в пути, но в некоторых случаях могут помочь спасти чью-то жизнь.
Шестнадцатый канал
К радиостанциям «Пилот» прилагалась маленькая книжечка, распечатанная на струйном цветном принтере, в которой раскрывались аспекты радиосвязи и что от чего зависит. Отдельной главой была вынесена вежливость при радиообмене. Я и до этого читал в других источниках о том, как себя следует вести в радиоэфире. Но, как понимаете, это всего лишь теория, которая не всегда во всём совпадает с практикой в этом мире. На Си-Би вежливость конечно была, но только в некоторых каналах. В остальных же можно было много чего услышать, в том числе и о себе.
Самым неприветливым каналом была «Помойка» – 16 канал сетки Ц. Здесь тебя могли сразу и послать, и обозвать. К этому надо было относиться очень спокойно. Почему здесь сидели многие? Да всё просто – здесь можно было купить и продать всё, что угодно. Радиостанции продавались в основном здесь, нежели чем через газеты и объявления где-либо ещё. Бытовая техника при условии хорошей цены здесь улетала очень быстро.
Были здесь и свои завсегдатаи. К примеру, Юра («Химик»), который со станции «Лён» здесь вещал практически всегда, травя различные байки из своей жизни. Про его видеоплеер, который пришлось чинить три раза по причине успешного «обмытия», мы вспоминаем очень и очень часто.
На самом деле сейчас язык не поворачивается назвать тех людей, что сидели в этой «Помойке», неадекватными. Практически все были адекватными людьми и очень приятными в личном общении. Наблюдалось это и в самой «Помойке», если удавалось по душам разговориться.
В «помойке» меня можно было частенько найти, но ходил и по региональным каналам, где меня было слышно. Обычно ближние соседи из Солнцева, Кунцева, Беляева и Тёплого Стана. Там тоже оставил свой след в эфире, а не просто «грел уши».
Есть два типа людей: тем, кому приятно слушать, и тем, кому приятнее вещать. Я относился тогда ко второму типу. Мне всё было в новинку.
Настройка антенны
Рассмотрим общие рекомендации, как настроить рацию портативного типа в части антенны. Для точной коррекции элемента потребуется специальный анализатор. В качестве альтернативы можно использовать прибор КСВ-метр. Он позволит настроить антенну на минимальный коэффициент стабильной волны. Чаще всего принято считать оптимальным коэффициент 1,5 или менее.
Стоит учитывать, что чем выше значение КСВ, тем больше показатель потерь передающей мощности сигнала. В идеале этот параметр должен приближаться к единице, но на практике добиться такого результата практически невозможно. В случае превышения КВС трех единиц, вполне реально вывести из строя каскад передатчика. Из этого можно сделать вывод, что не настроенная портативная рация может быстро сломаться.
Некоторые рекомендации
Для того чтобы рация никогда не подводила, необходимо соблюсти некоторые советы и рекомендации:
Волну следует выбирать в соответствии с типом устройства, а также страны, в которой используется данное средство связи.
Антенна играет важную роль в конфигурации как стационарных, так и портативных раций
Поэтому необходимо уделить особое внимание ее установке и самое главное — настройке. Благодаря устройству, отрегулированному правильно, у водителя появится возможность беспрепятственно общаться с коллегами на расстоянии.
В настоящее время на рынке представлено большое количество различных переносных и автомобильных радиопередатчиков. Среди них каждый водитель без труда сможет выбрать вариант, который будет подходить именно его запросам.
Социальные задачи
Не надо думать, что Си-Би можно воспринимать как какую-то игрушку. Это вполне себе настоящий инструмент, который может приносить пользу людям, а не только для разговоров.
Одним из таких самых известных случаев было повреждение телефонного кабеля в Чертанове Северном. Это было в тысяча девятьсот девяносто пятом году, когда при пожаре был повреждён кабель связи и весь район оказался отрезанным от внешнего мира на две недели. Кроме телефона никакой связи в то время не было, тут-то на общий клич приехали все неравнодушные, у кого в автомобилях стояла радиосвязь. С помощью этих людей можно было вызвать экстренные службы или же сообщить родным, что с ними всё в порядке, просто не работает телефон.
В последствие участников тех событий будут показывать в ток-шоу, где они будут рассказывать о том событии, что им приходилось патрулировать улицы наряду с милицией, чтобы не дать разгуляться криминалу в районе, да и просто оказать помощь в связи с экстренными службами. Среди моих знакомых есть те, кто был и участвовал в событиях тех лет.
Мобильных телефонов тогда практически ни у кого не было. Сети мобильной связи только-только зарождались в нашей стране, равно как и интернет, который приходил в дома по телефонной линии.
Позже на некоторых каналах активисты будут помогать безвозмездно ГИБДД в ночных рейдах по поиску угнанных автомобилей. Тогда это ни привело ни к чему, но сам факт к причастности к великому делу ощущался.