Автономное существование человека в природе, добровольное и вынужденное, причины возникновения аварийной ситуации, что такое выживание

Содержание материала

Норман Оллестад-младший

11- летний мальчик показал удивительный пример выдержки и самообладания в экстремальной ситуации. Легкомоторный самолет, в котором были отец Нормана со своей подругой, пилот, а также сам Норман, врезался в гору на высоте 2,6 км и разбился. Отец и пилот погибли на месте, девушка пыталась спуститься по леднику и сорвалась вниз. К счастью, Оллестад-старший был опытным экстремалом и учил сына навыкам выживания. Норман соорудил из найденных в горах некое подобие лыж и благополучно спустился вниз – это заняло около 9 часов. Повзрослев и став писателем, Норман Оллестад рассказал об этом случае в книге «Без ума от бури», которая стала бестселлером.

Автономное пребывание человека в природной среде

Одной из характерных черт техногенной цивилизации

являетсяотчуждение человека от природы , а не приспособление к ней. Люди строят дома и шьют одежду, чтобы оградить себя отпогодных условий . Они прокладывают дороги и вырубают леса, там, где это необходимо. На сегодняшний день, для человека созданаискусственная среда обитания . Поэтому, человек, попавший вестественную природную среду , может находиться вопасности из-за того, что он лишен всехблаг цивилизации . Об этом мы и поговорим.

Автономным существованиемчеловека в природной среде называется самостоятельное, независимое существование его в природных условиях . Начнём с того, что такоесуществование может бытьдобровольным иливынужденным.Добровольное автономное существование в природной среде – это ситуация, когдачеловек или группа людей по собственной воле переходит на самостоятельное существование в природных условиях с определённой целью на определённый период времени. Самыми очевидными примерами подобных ситуаций могут бытьпикник илипоход . Если жечеловек , по независящим от него обстоятельствам оказалсяотрезан от цивилизации , то этовынужденное автономное существование в природной среде.

Автономное существование человека в природной среде

Одним из самых очевидных примеров может быть ситуация, когда человек заблудился в лесу

Важно понимать, что если выдобровольно попали вприродную среду , то все ваши усилия должны быть направлены на достижение той цели, которую вы поставили

Если же вы попали вприродную среду не по своей воле, то все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобывыйти к людям ,сохранить жизнь и здоровье .

Вряд ли хоть у кого-то возникнут серьёзные сложности при проведении пикника

при хорошей погоде в течение двух-трёх часов. Однако нужно понимать, что даже для того, чтобы прожить вприродных условиях хотя бы один день, необходимоуметь обеспечить себя пищей и водой , не говоря уже о том, чтобыприготовиться к ночлегу . Поэтому, прежде чем собрать всё необходимое, нужноизучить местность , на которой вы намереваетесь провести отдых, оценить предполагаемыепогодные условия и только в соответствии с этим составитьсписок необходимых вещей .

Если же ваше пребывание в естественной среде

вынуждено, то, в первую очередь, нужноуспокоиться и реальнооценить обстановку . Как вам уже говорили сотни раз,паника ни к чему хорошему не приведёт и только усугубит ситуацию. Поэтому нужноуспокоиться , не падать духом и составить, хотя бы примерныйплан действий , исходя из сложившейся ситуации.

Автономное существование человека в природной среде

Если вы знаете, что находитесь более чем в тридцати километрах от ближайшего населённого пункта

, а уже вечереет, то ясно, что вам придётсяготовиться к ночлегу . Значит, нужно найти более или менеебезопасное место , по возможностирядом с водоёмом . Кроме того, важнейшей задачей являетсяопределение направления , в котором вам следует двигаться. Обо всём этом мы более подробно поговорим в наших уроках, а сейчас давайте сделаем несколько важныхвыводов . Оказавшись вприродной среде , человек может достаточно долго сохранять своисилы , очень часто – дольше, чем он мог предполагать. К чему приведётавтономное пребывание человека в природной среде, зависит от егоспособности обеспечивать свои жизненные потребности в определённые сроки. Поэтому, в той или иной степени каждыйчеловек должен бытьподготовлен к существованию в природных условиях .

Добровольная автономия человека в природной среде

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Добровольная автономия — это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям. Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма — активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее б дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции — норвежская и британская. Цель экспедиций — впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт — морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже — 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту — сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Окончание >>>

Психология выживания победа над врагами выживания.

Существуют и другие враги вашего выживания, гораздо более материальные, и вы должны применить против них адекватные контрмеры.

Боль.

Есть язык вашего тела, которым оно вам говорит, что с ним что-то не так. Она очень мешает вам и может подорвать вашу волю к жизни. Но она становится гораздо более переносимой, если вы обнаружите ее источник и природу, поймете, что это нечто, что необходимо преодолеть, и сконцентрируетесь на других задачах. Запомните, что боль будет казаться гораздо сильнее, если вы ничего не станете делать, просто ляжете и будете думать о том, как вам больно.

Холод.

Он замедляет ток крови и вызывает сонливость. Холод также притупляет разум. Это очень опасно, вам необходимо срочно найти укрытие от холода и развестикостер.

Жажда.

Как и голод, она притупляет разум

Важно уметь контролировать количество потребляемой воды. Если вода в дефиците, сократите потребление пищи, так как вода нужна вашему организму для самоочищения от пищевых шлаков

Голод.

Это состояние может привести к потере веса, слабости, головокружению, помутнению сознания, замедлению сердцебиения, повышенной чувствительности к холоду, усилению жажды. Единственный способ борьбы прием пищи.

Упадок сил.

Может привести к коме. Ею же могут закончиться такие душевные состояния, как безнадежность, бесцельность, апатия. Для человека, борющегося за выживание необходим хороший отдых.

Апатия.

Может закончиться потерей интереса к жизни, равнодушием и депрессивным состоянием (особенно при отсутствии надежды на помощь извне). Для победы над апатией вам необходимо уяснить для себя свой основной приоритет выжить и дать себе отчет в том, как те или иные ваши действия укладываются в основной план выживания.

Одиночество.

Длительная изоляция от людей может привести к возникновению чувства одиночества, которое в свою очередь, повлечет за собой ощущение беспомощности и отчаяния. Одиночество преодолевается постоянным занятием себя каким-либо делом, а также воспитанием самодостаточности.

Чувство бессилия.

Преодолевается путем направленности на достижение полезной и объективно выполнимой цели. Ставьте и выполняйте более простые задачи, прежде чем перейти к более сложным. Кроме того, вам необходимо правильно оценивать ситуацию, в которой вы оказались, и действовать сообразно с ней. Не ставьте себе недостижимых целей. И не сидите без дела работайте!

Личные качества, необходимые для успешного преодоления критической ситуации :

Способность концентрировать разум. Способность импровизировать. Способность жить в одиночестве. Способность адаптироваться к ситуации. Способность сохранять спокойствие. Способность оставаться оптимистом, в то же время готовясь к худшему. Способность понять собственные страхи, укротить и преодолеть их.

Что такое опасная или экстремальная ситуация.

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Условные знаки

Все местные предметы изображаются на топографических картах специальными условными топографическими знаками. Эти знаки похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствуют им в масштабах карт. Так, лес на топографических картах изображается зеленым цветом; дома и другие строения — прямоугольниками; реки, ручьи, озера — голубым цветом. Но не всегда, конечно, можно точно по форме, цвету и размеру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к примеру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной карте (в 1 мм — 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией толщиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200 000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше — 0,1 мм. А что же тогда говорить об узеньких ручейках, грунтовых дорогах и тропинках, о телеграфных линиях, которые совсем невозможно было бы разглядеть на карте? Но ведь их необходимо показывать на картах, и показывать так, чтобы их хорошо было видно. Маленькие (или узкие) по размерам, но очень важные местные предметы изображаются на топографических картах особыми внемас-штабными знаками, т.е. такими знаками, которые не соответствуют действительным размерам местных предметов, уменьшенных соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изображают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр.

Кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Асфальтированное шоссе, например, имеет в действительности сероватый цвет, а на карте его показывают ярко-красным.

Йоси Гинсберг

Путешественник из Израиля вместе с другом Кевином сплавлялся на плоту в Боливии, их вынесло к водопаду. После падения выжили оба, но Кевину практически сразу удалось выбраться на берег, а Йоси увлекло вниз по реке. В итоге 21-летний парень оказался один в диком лесу вдали от цивилизации. Однажды на него напал ягуар, но с помощью факела молодому человеку удалось прогнать зверя. Йоси питался ягодами, птичьими яйцами, улитками. В это время его искала спасательная группа, которую собрал Кевин сразу после происшествия – через 19 дней поиски увенчались успехом. Этому случаю был посвящен один из сюжетов популярной программы Discovery Channel «Я не должен был выжить».

В условиях вынужденной автономии оказался. Навыки выживания в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации которые переходят в вынужденное автономное существование могут быть вызваны стихийнымибедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы. Гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным, и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

ситуация. Так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно. Причем помощь извне проблематична. Автономное существование человека в природе. Это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, воде, тепле. Используя только имеющиеся запасы или дары природы.

Что такое опасная или экстремальная ситуация.

Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.

Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климатогеографических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.

Акклиматизация и реакклиматизация.

Акклиматизация, это процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатогеографическим условиям. В основе каждой акклиматизации лежит выработка организма приспособительных реакций, направленных на поддержание нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Чем больше отличаются друг от другаклиматические условия, тем сложнее и дольше протекает акклиматизация. Нарушение правил акклиматизации как раз и создает предпосылку к чрезвычайной ситуации.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

– один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий. Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. крайне важна в любой ситуации. Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение . Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью. Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам. Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности

Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них

Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ. Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку. Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев. Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно. Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками. Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях. Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас

Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности.

Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы, которые выделяются среди других местных предметов, хорошо видны даже издалека и бросаются в глаза на близком расстоянии.

Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет вокруг себя пространство: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность — линию горизонта.

Люди заметили на этом круге, т.е. на линии горизонта, несколько особенных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (т. е. в состоянии свободы поведения) всегда поворачиваться одним своим концом в направлении этой звезды. И так постепенно на круге горизонта наметились четыре точки — север, восток, юг и запад.

Мауро Проспери

Полицейский из Италии в 1994 году решил принять участие в «Марафоне де Сабль» — шестидневном 250-километровом забеге пустыне Сахара. Попав в сильнейшую песчаную бурю, он потерял направление и в итоге заблудился. 39-летний Мауро не пал духом, а продолжал двигаться – он пил собственную мочу, а питался змеями и растениями, которые ему удалось найти в русле пересохшей реки. Однажды Мауро набрел на заброшенную мусульманскую святыню, где водились летучие мыши – он стал ловить их и пить их кровь. Через 5 дней его обнаружила семья кочевников. В итоге Мауро Проспери прошел 300 км за 9 дней, похудев во время пути на 18 кг.

Поиск и приготовление пищи

Отсутствие продуктов питания у людей, оказавшихся в экстремальной ситуации автономного существования, — большая проблема.

Для заблудившихся недалеко от населенного пункта она не будет стоять так остро, ведь есть надежда быстро выйти к людям. А вот если группа оказалась в вынужденной автономии вдалеке от дорог и населенных пунктов, то придется решать проблему поиска и добычи пригодных в пищу растений, животных, рыбы. Иначе говоря, необходимо будет решать проблему голодания.

В период голодания приспособительные реакции организма направлены в первую очередь на сокращение энергозатрат, снижение интенсивности обмена веществ. Для этого желательно сократить двигательную активность.

Лишенный поступающего извне питания организм после соответствующей перестройки начинает расходовать свои внутренние тканевые запасы. А они у человека достаточно велики. Так, при весе в 70 кг человек имеет около 15 кг жировой клетчатки. Человек может использовать без серьезных последствий для организма до 40 % этих резервов. Тогда запасов хватит примерно на 40 суток голодания. Но это при условии полного покоя. Однако даже находясь в лагере, человек вынужден двигаться и расходовать энергию. Гораздо больше энергии он тратит в случае выхода к населенному пункту (примерно в 3 раза). При этом сроки голодания сокращаются до 35 — 40 суток.

Знакомство с формами рельефа

Знакомство с формами рельефа будет определяться характерными особенностями района проведения учебно-тренировочного занятия. Очень важен в этом случае подбор картографического материала, позволяющий построить занятия в определенной последовательности. Допустимая нагрузка учебных карт должна полностью соответствовать целевой установке занятий, при этом желательно, чтобы учебные карты для первого знакомства с рельефом имели слабую загруженность, т. е. не очень сложный рисунок горизонталей. Для более наглядной передачи разных форм рельефа преподавателю необходимо использовать крупный масштаб карт, а также так называемые расчлененные карты, содержание которых представлено одним рельефом.

Для более доходчивого объяснения темы преподавателю нужно заранее заготовить определенное количество рисунков различных форм рельефа и на их основе показать суть передачи форм рельефа горизонталями и условными знаками. Можно провести демонстрацию различных форм рельефа с помощью объемных моделей. В качестве материала для их изготовления преподаватель может использовать песок, глину.