Андроновцы

Содержание материала

Бегазы-Дандыбаевская культура

О ней тоже стоит вкратце рассказать. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры связаны тесным образом. Это не «ответвление» или период, имеющий отношение к главной обсуждаемой теме. Бегазы-Дандыбаевская культура – целый феномен поздней бронзовой эпохи, который наиболее явно проявил себя в Центральном Казахстане.

У представителей данного течения главным занятием также было земледелие и скотоводство. Они продолжали поклоняться огню, но также почитали и другие природные силы: воду, солнце и др. Ещё в те времена сформировались обряды поклонения животным. В частности медведям, волкам, верблюдам, коням, овцам. Изображения этих созданий были найдены в ходе раскопок рядом со стойбищами и захоронениями.

И, конечно же, представители Бегазы-Дандыбаевской культуры состояли в тесных социально-экономических отношениях с родственным племенем – замараевским, о котором выше уже шла речь.

Жилье и оружие

Говорить о фактах касательно жилья древних людей сложно. Несмотря на то, что могильники андроновской культуры достаточно многочисленные и были впервые обнаружены еще в начале 20 века, на стоянках так ни разу и не удалось обнаружить останков жилья (рисунок 7).

Рисунок 7. Археологические находки позволяют составить представление о жилье и оружии того времени

Понять, в чем предпочитали жить древние люди, можно лишь по косвенным находкам. Именно с их помощью удалось установить, что андроновцы предпочитали жить либо в полуземлянках, либо в хижинах из бревен. Некоторые жилые постройки дополнительно окружали рвами и валами для защиты от врагов.

Для той же защиты андроновцы использовали и оружие. В захоронениях удалось обнаружить достаточно много примеров топоров, кинжалов, ножей и наконечников для стрел. Они были чрезвычайно крепкими, так как изготавливались не из мягкой меди, а из ее смеси с оловом. Другими словами, утверждать, что андроновцы были все лишь мирными скотоводами и земледельцами сложно, ведь при необходимости они вполне могли постоять за себя.

Знакомства и субкультуры

Выделено как минимум четыре субкультуры андроновского горизонта, в течение которых культура расширяется на юг и восток:

  • Федорово (1900–1400 до н.э.) на юге Сибири (ранние свидетельства кремации и культа огня )
  • Алакуль (1800–1500 гг. До н.э.) между Оксом (ныне Амударья ) и Яксартес , пустыня Кызылкум
  • Восточное Федорово (1750–1500 до н.э.) в горах Тянь-Шаня (северо-западный Синьцзян , Китай), юго-восточный Казахстан , восточный Кыргызстан
  • Алексеевка (1200–1000 гг. До н.э.) «заключительный этап бронзового века» в Восточном Казахстане, контакты с Намазгой VI в Туркмении.

Некоторые авторы оспаривают хронологию и модель распространения на восток из-за растущего числа свидетельств более раннего присутствия этих культурных особенностей в некоторых частях Восточной Центральной Азии.

Изученные памятники

В продолжение обсуждения фёдоровского этапа их стоит перечислить. Итак, вот краткая информация о них:

  • Абрамово-4. Курганский могильник. Находится в Центральной Барабе, на левом берегу реки Оми (Новосибирская область, Куйбышевский район). Насчитывает более 100 курганов. Данный памятник представляет собой несколько могильников, которые сооружались на протяжении долгого времени на одном и том же месте. На данный момент вскрыто 16 захоронений.
  • Абрамово-5. Поселение, находящееся на правом берегу реки Оми. Сохранился лишь небольшой участок в 50 кв. м. В верхнем слое почвы исследователи нашли фрагменты керамики времён андроновской культуры, эпохи «бронзы». В нижнем слое обнаружилось несколько хозяйственных ям и даже кости животных.
  • Вахрушево. Могильник на левом берегу речи Ояш. Исследовано 11 погребений. Найдены бронзовые изделия и 40 сосудов.
  • Венгерово-1. Могильник на левом берегу реки Тартас. Состоит из трёх курганов, уже полностью изученных. Были обнаружены только захоронения (1 взрослое и 6 детских).
  • Венгерово-7. Могильник в 10 километрах от одноимённого села. Обнаружено 5 фёдоровских захоронений.
  • Гандичевский совхоз. Могильник в Восточной Барабе. Насчитывает 20 курганов, разных по виду. Исследовано только 4. В них – 8 погребений.
  • Каргат-6. Это целый комплекс памятников андроновской культуры. При раскопках выявлены фрагменты керамики и посуды, хозяйственные ямы (некоторые наполнены рыбьей чешуёй).
  • Мартемьяновское поселение в верховьях реки Оми. Культурный слой был уничтожен вследствие ветровой эрозии, но фрагменты керамики были найдены.
  • Преображенка-З. Комплекс памятников, исследованный полностью. Раскопана 81 могила. Из инвентаря удалось добыть сосуды, украшения из бронзы, а также кости.
  • Сопка-2. Комплекс исследованных захоронений с сохранившимся погребальным инвентарём.

Скотоводство

Скотоводство – одна из ключевых особенностей андроновской культуры. В этом занятии древних людей наблюдались следующие тенденции:

  • Андроновцы разводили в основном коров. Так как эти животные помимо мяса давали ещё и молоко. Коз, овец и лошадей также разводили, но в пищу употребляли мясо последних двоих.
  • Стада не были большими. Крупный скот, кстати, разводили в меньшем количестве. А свиней андроновцы почти не держали.
  • Ежегодный приплод всегда шёл на убой. Так создавались запасы мяса на зиму.
  • Сыр и творог делали уже в те времена. Об этом свидетельствуют найденные сосуды с отверстиями для отцеживания сыворотки.
  • На зиму для скота готовили корм. Для молодняка, который в дальнейшем должен был обеспечить появление нового потомства, делали отдельное помещение, к домам пристраивали загоны.
  • Лошади были не только едой. Их также использовали в военном деле, для передвижения, на пахоте. А из кобыльего молока делали то, что сейчас называется кумысом.
  • Разводили они и двугорбых верблюдов. Также изображения этих животных наносили на скалы и делали из глины фигурки в их виде. В III-II вв. до н. э. верблюдов приручили.

В дальнейшем скотоводство стало кочевым. Это было разумно. Пока скот пасся в новом районе – в старом земля «отдыхала», вырастала новая трава. Также начинает преобладать коневодство.

Духовная культура андроновцев

У андроновцев усилилось поклонение силам природы. Умерших хранили головой на запад или юго — запад. Наскальные рисунки андроновцев сохранились в Казахстане в местностях Тамгалы, Жасыбай, Хантау.

Андроновцы жили в полуземлянках, которые замазывали снаружи глиной, а крышу покрывали ветками. Внутри устанавливался очаг. В земле рыли яму, где хранили мясо и молочные продукты. Раскопки поселений Чаглинка, Петровка в Северном Казахстане показали, что постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решетками из плетня напоминает юрту. 

Пирамидальное или коническое перекрытие наверху строения предназначалось для выхода дыма.

 Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.

Археологическая характеристика Сибири андроновской эпохи

Как уже было сказано, широко распространенные в северных и северо-западных предгорьях Алтая андроновские памятники полностью отсутствуют в горной части Алтая и в Туве. На Среднем Енисее число андроновских стоянок весьма невелико, что отчасти может объясняться малой численностью населения. При этом большинство из них разрушено движениями дюнных холмов, на которых они обычно расположены. От них в ряде случаев остались лишь скопления черепков андроновской посуды.

Соседние с Минусинской котловиной восточные и северные области Сибири также дают весьма небогатый материал. Для Прибайкалья, например, это, прежде всего, памятники типа Глазковского могильника. Полученные материалы позволяют утверждать, что восток и север Минусинской котловины и в андроновское время населяются охотничье-скотоводческими группами, из которых в наиболее благоприятных районах выделяются скотоводы.

Ближайшую же аналогию с андроновскими памятниками Минусы представляют памятники районов бассейна верхней Оби, Алтая, Семипалатинских степей и Центрального Казахстана.

Первое, что бросается в глаза при анализе материалов этих районов — это разнообразие в формах надмогильных сооружений. Так, в захоронениях Семипалатинского и Каменогорского районов Казахстана преобладают плоские могилы, отмеченные кольцом из камней, наряду с ними распространены расплывчатые курганы с четырехугольными оградками на поверхности, а также невысокие земляные курганы, совершенно лишенные каких-либо оградок или колец. Известную долю этих различий можно отнести на счет местного своеобразия, указывающее здесь на большую связь этих районов с западом, где аналогичные формы надмогильных сооружений встречаются вплоть до Тобола и Урала.

Обращает на себя внимание и отсутствие в приалтайских андроиовских погребениях костей животных. Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии

Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали

Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии. Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали.

Сравнение андроновских находок в Минусинской котловине с приалтайскими обнаруживает их большое сходство. Так же, как и в минусинских степях, приалтайское население этой эпохи занимается охотой и в то же время обладает всеми основными домашними животными (лошадь, корова, овца, собака) и прекрасно знакомо с техникой изготовления тканей. К этому надо прибавить и одинаковый уровень развития металлургии, выразившийся не только в применении одних и тех же технических приемов отливки и отковки, но и в поразительном сходстве внешнего вида орудий и украшений. Как и металлургия, андроновское гончарство подчеркивает единством форм и орнаментации, значит, культурную близость населения Минусинской котловины и приалтайских степей. Наконец, необходимо иметь в виду особенно ярко выраженные именно на Алтае признаки генетической связи андроновской культуры с местной афанасьевской. Очевидно, на Алтае, как и на среднем Енисее (а может быть, и в еще большей степени), афанасьевская культура послужила основой для сложения андроновской.

Раскопки андроновских погребений, главным образом в Северо-Западном и Центральном Казахстане, Южном Урале показали, что андроновские памятники занимают на западе обширнейшую территорию. К северу она простирается до южных пределов Тобольской области, а к западу доходят до юго-восточного Приуралья. Южные границы распространения андроновской культуры неясны, однако типично андроновская керамика отмечена на памятниках тазабагъябской культуры Хорезма.

Замараевский этап

Следы андроновской археологической культуры данного периода особенно отчётливо прослеживаются на территории Западной Сибири и Зауралья. Археологи находили их в таких сёлах, как Межовское, Палкино, Березовское, Лужки, Коптяки и т. д.

Керамические изделия этого этапа нельзя спутать ни с чем. Выпуклые «плечи», валики на шее, иногда высоко приподнятые к краю, геометрия в орнаменте. В качестве узоров часто встречаются насечки, ёлки, решётчатые пояса, зигзагообразные линии. Причём каждый орнамент выполнялся прочерчиванием, гладким штампом и оттисками гребёнки.

А в северных районах часто находили треугольные фестоны, заштрихованные косыми лентами, а также штампованные или рисованные кресты в верхней части сосудов и метки в виде «галочек».

А вот многие могильники в Зауралье пока что не исследованы. Были изучены только Красногорский, Тартышевский и Такталачук. Но и исследования этих мест позволили охарактеризовать традиции того времени.

Обряд погребения изначально был максимально прост. Тела клали с ориентиром на северо-запад, прямо в грунтовую яму, даже без инвентаря. В более поздних захоронениях удалось найти посуду, бронзовые орудия, серьги, иглы, копья и ножи.

Алакульский этап

Датируется XVI-XIII вв. до н. э. Данный период, который, как и другие этапы, зачастую выделяется в отдельную культуру, назван по могильнику, находящемуся около озера Алакуль в Курганской области. Однако его следы были найдены не только в том районе. Более явно он «отпечатался» неподалёку, на территории Башкортостана.

Андроновская и сарматская культуры активно развивались именно там. На просторах данного субъекта РФ при раскопках сначала были найдены остатки конского снаряжения, кинжалы, стрелы, мечи, копья, глиняные посуды, кости барана. Это всё то, чем сопровождались обряды захоронения в пресловутой сарматской культуре, которая существовала раньше андроновской.

Что касательно алакульского этапа? Культура, существовавшая в то время, распространялась по степным и частично лесостепным районам. Наиболее яркими памятниками считаются комплексы Синташта и Аркаим. Судя по найденному археологическому материалу, в то время процветало скотоводство (крупный и мелкий скот, лошади).

История открытия

Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культурыШаблон:Нет АИ:

  • Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,
    • Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;
    • Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;
  • Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;
    • Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении
    • Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур
  • Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня

    Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

    );

Андроновская культура (территория, хозяйство, культура)

Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири.

Андроновская культура делится на три периода: Ранняя бронза (XVIII-XVI века до нашей эры) — Нуринский этап — Находки в долине реки Нура. Средняя бронза (XV-XII века до нашей эры) — Атасуский этап — Название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздняя бронза. (XII – начало VIII века до нашей эры) — Бегазы –дандыбаевский этап — Название по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.

Ранняя бронза. В центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры В это время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим. Аркаим – это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Общая площадь памятника составляет 20 тыс м². Основное занятие- земледелие. Жилище – землянки.

Средняя бронза. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Основным занятием людей были пастушечье скотоводство и мотыжное земледелие.

Поздняя бронза. Получило распространение отгонное скотоводство, как переход к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенками из циновок – предшественники юрт. В конце II – начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Палеогенетика

Генетические исследования останков андроновцев показали у всех 10 изученных представителей культуры с территории южной Сибири (Красноярский край) наличие Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 и митохондриальных гаплогрупп U, Z, T, H, K и HV, I. Это подтверждает гипотезу, что Южная Сибирь в бронзовом веке была регионом с преимущественно европеоидным населением и указывает на миграцию древних индоевропейцев на восток. В одном исследовании 2015 года были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a1a1b2a2-Z2124 и митохондриальные гаплогруппы U2 и U4, в другом исследовании 2015 года у представителя фёдоровской культуры (Тартас-1) была обнаружена митохондриальная гаплогруппа A10*. Наиболее близкими к андроновцам оказались представители синташтинской культуры, произошедшей от ранней европейской культуры шнуровой керамики, которые мигрировали на восток, став частью андроновской культуры. Андроновцы генетически отличаются от людей афанасьевской и ямной культур. Андроновская культура, согласно генетическим исследованиям, в дальнейшем постепенно смешалась и была заменена более поздними мультиэтническими карасукской и межовской культурами, имеющими влияние восточно-азиатских народов. Согласно исследованиям 2018 года, представители андроновской культуры образуют общую кладу с представителями афанасьевской, срубно-алакульской и синташтинской культур. Сравнение с кочевниками «железного века» показало, что западные скифы образуют кладу с представителями андроновской и двух андроноидных культур, исключая срубно-алакульскую, восточные скифы — кладу со срубно-алакульской. При этом скифы, киммерийцы и сарматы генетически не являются прямыми потомками вышеперечисленных культур, имеют гетерогенное и смешанное происхождение, свойственное кочевым народам, а также влияние восточно-азиатских народов, отсутствующее у андроновцев. В алакульских образцах определены европейские митохондриальные гаплогруппы H, J1, K1, T2, U2, U4, U5 и Y-хромосомная гаплогруппа R1a, у кочевников железного века преобладала Y-хромосомная гаплогруппа R1b, характерная для ямной культуры. У андроновских мужчин были светлые волосы и голубые глаза.

Китайскими генетиками в 2015 году была извлечена субгаплогруппа мтДНК U5a2a1 из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире. Данная субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать, по мнению исследователей, о доисторической миграции людей скотоводческой андроновской культуры из евразийских степей на восточный Памир. Та же древняя субгаплогруппа была найдена у нескольких современных представителей 4 памирских народов.

Хозяйство

О нём тоже следует сказать пару слов. Вот в чём преуспели андроновцы в сфере хозяйства:

  • Они научились делать различные орудия труда. Среди них – ножи, топоры, копья.
  • Металлические изделия они делали прочными, добавляя в медь олово (бронзу).
  • Люди обрабатывали шкуры животных, получали вследствие этого пух и шерсть, затем мастерили пряжу. Так зарождалось ткацкое ремесло. Это доказали и раскопки. В ходе исследований были найдены костяные и каменные детали на территориях андроновской культуры.
  • Пастушеские племена были оседлыми. Их излюбленными местами были берега горных ручьев и рек. Там были все необходимые условия для выращивания проса, ячменя и пшеницы.
  • Земледелие было. Исследователи при раскопках обнаружили горшки, в которых содержались остатки пригоревшей каши. Также были найдены зернотерки. С их помощью зерно превращали в муку.
  • Раскопки помогли обнаружить и каменные мотыги, медные и бронзовые серпы.

Возвращаясь к вышесказанному, стоит отметить ещё один признак андроновской культуры: когда начал формироваться кочевой образ скотоводства, то на дальние пастбища уходили только мужчины и подростки. А дети с женщинами оставались жить в сёлах.

Характеристики

Андроновская культура состояла из общин, которые были в значительной степени мобильными, и поселившихся в небольших деревнях. Поселения особенно ярко выражены в его среднеазиатской части. Укрепления включают рвы, земляные насыпи, а также деревянные частоколы, около двадцати из которых были обнаружены. В андроновских деревнях обычно от двух до двадцати домов, но обнаружены поселения, в которых насчитывается до ста домов. Андроновские дома обычно строились из сосны , кедра или березы и обычно выстраивались с видом на берега рек . Большие дома размером от 80 до 300 м 2 , вероятно, принадлежали большим семьям, что типично для ранних индоиранцев.

Андроновское поголовье — крупный рогатый скот , лошади , овцы , козы и верблюды . Примечательно отсутствие домашней свиньи , что типично для мобильной экономики. Процент крупного рогатого скота среди останков Андроновских значительно выше, чем среди их западных соседей Срубны. Лошадь была представлена ​​на андроновских стоянках и использовалась как для верховой езды, так и для тяги. Сельское хозяйство также играло важную роль в экономике Андроновской области. Андроновская культура отличается региональными достижениями в области металлургии . Они добывали месторождения медной руды в Горном Алтае примерно с 14 века до нашей эры. Предметов из бронзы было много, существовали мастерские по обработке меди.

Андроновские мертвые были захоронены в деревянных или каменных камерах под оба круглых и прямоугольными курганами ( курганы ). К захоронениям прилагался скот, колесные повозки, нагрудники для лошадей, а также оружие, керамика и украшения. Среди наиболее примечательных останков — захоронения колесниц, датируемые примерно 2000 годом до нашей эры и, возможно, ранее. Встречаются колесницы с парными упряжками, обнаружено также ритуальное погребение лошади в культе «голова и копыта». Некоторых андроновских мертвецов хоронили парами, взрослые или взрослые и дети.

В Кытманово в России между Монголией и Казахстаном, датируемом 1746–1626 гг. До н.э., штамм Yersinia pestis был извлечен из зуба мертвой женщины в могиле, общей для нее и двоих детей. Гены этого штамма экспрессируют флагеллин , который запускает иммунный ответ человека. Однако, в отличие от других доисторических бактерий Yersinia pestis , этот штамм действует слабо; позже историческая чума вообще не экспрессирует флагеллин, что объясняет ее вирулентность. Таким образом, штамм Кытманово был отобран, чтобы стать чумой (хотя это не была чума). Все трое в могиле умерли одновременно, и исследователь считает, что их убила пара-чума.

Сома, возможно, возникла в андроновской культуре. По данным Journal of Archaeological Science , в июле 2020 года ученые Южно-Уральского государственного университета исследовали двух лошадей позднего бронзового века с помощью радиоуглеродного датирования с кургана 5 Новоилиновского кладбища 2 в городе Лисаковск Костанайской области . Исследователь Игорь Чечушков указал, что у андроновцев появилась способность к верховой езде на несколько веков раньше, чем предполагали многие исследователи. Среди исследованных лошадей жеребцу было почти 20 лет, а кобыле — 18 лет. По словам ученых, животных хоронили вместе с человеком, которого они сопровождали на протяжении всей жизни, и их использовали не только в пищу, но и для запряжения в транспортные средства и для верховой езды.

«Вероятно, в могильнике Новойлиновский-2 похоронена военизированная элита, власть которой основывалась на физическом контроле соплеменников и соседей с помощью навыков верховой езды и боя. Всадник имеет значительное преимущество перед пехотинцем. Может быть другое объяснение: эта элита выполняла функцию посредничества в конфликтах внутри коллектива, а значит, обладала властью и высоким социальным статусом. Образно говоря, эту элиту можно назвать шерифами бронзового века », — сказал Игорь Чечушков.

Этнолингвистическая принадлежность к индоиранцам

Среди ученых почти все согласны с тем, что андроновская культура была индоиранской. Ему приписывают изобретение колесницы со спицами около 2000 г. до н.э., если мы включим культуру Синташта, где были найдены самые старые известные колесницы. Связь между андроновской культурой и индоиранцами подтверждается распространением иранских топонимов по андроновскому горизонту и историческими свидетельствами господства различных иранских народов, в том числе саков ( скифов ), сарматов и аланов , по всему Андроновскому региону. горизонт в течение 1-го тысячелетия до нашей эры.

Синташт на верхней реке Урал , известен своей колесницу погребений и курганы , содержащие конские захоронения, считаются типом сайтом из культуры синташтинской , образуя один из самых ранних частей «андроновского горизонта». Предполагается, что разговорный язык все еще находился на прото-индоиранской стадии.

Сравнения между археологическими свидетельствами Андроново и текстовыми свидетельствами индоиранцев (то есть Ведами и Авестой ) часто проводятся в поддержку индоиранской идентичности Андроновцев. Современные объяснения индоиранизации Большого Ирана и Индийского субконтинента в значительной степени основываются на предположении, что Андроново расширилось на юг до Центральной Азии или, по крайней мере, достигло лингвистического господства в городских центрах региона бронзового века, таких как Бактрия-Маргиана. Археологический комплекс . Хотя самые ранние фазы андроновской культуры рассматриваются как относящиеся к позднему периоду индоиранского языкового единства, вполне вероятно, что в более поздний период они составляли ветвь иранцев. По данным Narasimhan et al. (2019), распространение андроновской культуры в сторону BMAC происходило через Горный коридор Внутренней Азии .

По словам Хиберта, расширение BMAC в Иран и окраину долины Инда является «лучшим кандидатом на археологический коррелят появления индоиранских говорящих в Иране и Южной Азии», несмотря на отсутствие характерных деревянных могил. степи на Ближнем Востоке, или к югу от области между Копетдагом и Памиром — Каракорум . Мэллори признает трудности обоснования экспансии из Андроново в северную Индию и то, что попытки связать индоарийцев с такими местами, как Бешкент и Вахш, «приводят только индоиранцев в Центральную Азию, но не настолько далеко, насколько это возможно. места мидийцев , персов или индоариев «. Он разработал модель Kulturkugel, согласно которой индоиранцы перенимают культурные черты Бактрии и Маргианы, но сохраняют свой язык и религию при переселении в Иран и Индию.

Основываясь на его использовании индоарийцами в Митанни и ведической Индии, его предшествующем отсутствии на Ближнем Востоке и в Хараппанской Индии, а также на свидетельствах 16-17 веков до н.э. на Андроновском городище Синташта , Кузьмина (1994) утверждает, что колесница подтверждает существование колесницы. идентификация Андроново как индоиранского. Клейн (1974) и Брентьес (1981) обнаружили, что андроновская культура слишком поздно для индоиранской идентификации, поскольку арийцы, использующие колесницы, появляются в Митанни к 15 веку до нашей эры. Однако датируют погребение колесницы на озере Кривое примерно 2000 годом до нашей эры.

Евгений Хелимский предположил, что андроновцы говорили на отдельной ветви индоиранской группы языков. Он утверждает, что заимствования в финно-угорских языках подтверждают эту точку зрения. Владимир Напольских предположил, что заимствования в финно-угорском языке указывают на то, что язык был именно индоарийского типа.

Так как старые формы индоиранских слова были перенесены в уральские и прото енисейской , род занятий некоторыми другими языками (также Заблудшие) не может быть исключена полностью, по крайней мере , для части района андроновской, я. э., уральский и енисейский.