Морской узел удавка

Содержание материала

Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?

Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.

Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.

Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по праве говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.

Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?

Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?

Fish Megabomb

дает тот самый результат, который мы не можем достичь сами, тем более, стоит она дешево, что отличает от других средств и времени тратить на изготовление не нужно – заказал, привезли и вперед!

Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!

Узнайте подробнее про приманку!

Простой полуштык

  Простой полуштык — является самым простым из незатягивающихся узлов и находит широкое применение в морском деле. Простой полуштык служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесится вокруг предмета, к которому надо привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропускается в образовавшуюся петлю.

  После этого ходовой конец троса крепится схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

  Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье

Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть

Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Якорный узел: как вязать?

Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:

  1. Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
  2. Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
  3. Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
  4. Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.

Это интересно: Первая медицинская помощь при охлаждении организма и отморожении

Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого – простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.

Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.

Литература[править | править код]

  • Ashley, Clifford W. (1944). The Ashley Book of Knots, Doubleday. ISBN 0-385-04025-3
  • Лев Николаевич Скрягин, Морские узлы: Издательство «Транспорт»; Москва; 1994; 115 с. ISBN 5-277-01807-7
  • Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
  • Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  • Грэм Маклахлен, Узлы: карманный справочник: 40 пошаговых инструкций для начинающих; — Москва, Эксмо, 2021. — 160 с.: ил. — (Подарочные издания. Досуг.) ISBN 978-5-04-112384-0
  • Куряшкин Андрей Николаевич, Техника вязки узлов. Теория и практика. — Семей. 2014. — 842 с. ISBN 978-601-80497-5-0

↑ Базовые названия

Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании. Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются. Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом

, а тот, который будет принимать участие в вязке назовемходовым концом , так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.

Далее, по терминам: что такое петля открытая

,петля закрытая иполуузел хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.

Немного сложнее с элементами узла изображенными в правой части рисунка. Здесь уже все совсем разбредается, поэтому мы все-таки договоримся так :

  • Обносом будем считать элемент узла когда ходовой конец обведен вокруг чего-либо, и концы его не перекрещиваются.
  • Шлагом будем называть элемент тогда, когда ходовой конец совершил обход препятствия на 360 градусов и смотрит туда куда он смотрел до того, как мы начали исполнять этот элемент.
  • Полуштык , это переделанный обнос или не доведенный до конца шлаг. Ходовой конец уже обошел коренной, но не встал в первоначальную позицию.

Полуштык и полуузел в некоторых изданиях относят к первым самым простым узлам, и в некоторые моменты их, действительно, можно так воспринимать, но для нас сейчас они будут только элементами, буковками из которых мы будем составлять слова — узлы.

Мачтовый штык

Мачтовый штык представляет собой два узла «стремя»: один вяжется на опоре, второй — на коренном конце веревки. Собственно, как и было замечено ранее, стремя на коренном конце веревки вяжется двумя полуштыками и в простом штыке, и в некоторых других его вариантах.

Преимущество мачтового штыка перед простым опять же заключается в дополнительных шлагах (оборотах) веревки вокруг опоры, благодаря чему веревка медленнее перетирается. Кроме того, благодаря наброшенному на опору стремени, воздействие на полуштыки, завязанные на коренном конце веревки, будет меньше, чем в других рассмотренных ранее вариантах узла.

Если на конце связать контрольный узел, то мачтовый штык затянется и крепко обожмет опору, исключая скольжение веревки в любом из направлений. Но в этом случае развязать узел будет сложнее.

Если же ходовой конец веревки после формирования мачтового штыка привязать к коренному, то узел не затянется даже при очень больших нагрузках на веревку, и после ослабления веревки сможет быть легко развязан.


Мачтовый штык — это некое сочетания двойного штыка и стремени.

Существуют и другие узлы, в названии которых присутствует слово «штык», но которые сами по себе не являются «родственниками» простому штыку. К таким узлам относятся, например, задвижной штык и плоский штык. В рамках сегодняшней темы рассматривать их не будем.

Как видим, известно множество штыков, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Однако нет смысла запоминать все варианты: для туриста или человека, увлекающегося вопросами выживания в дикой природной среде, будет достаточно запомнить два-три узла из этой категории.

Лично я рекомендовал бы к запоминанию всего один вариант — штык с обносом. На основе этого узла при необходимости легко связать простой штык, а сам узор крепежа на опоре представляет собой основу для узла УИАА и узла Прусика, которые используются для спуска и подъема по веревке. Если знать и уметь вязать штык с обносом, будет проще запомнить и эти узлы.

Техники завязывания галстука

Виды галстучных узлов сравнимы со знанием албанского — в повседневной жизни не используется, но если уж представился случай блеснуть, то конкурентов не найдётся. Всякий мужчина ценит женщину, которая способна лёгким движением руки сотворить на его шее безукоризненный галстучный узел… ценит и втайне слегка побаивается.

Техник завязывания галстука много, но в статье приведены самые основные и простые для изучения начинающим: простой узел, классический, «Виндзор» и «Пратт».

Простой узел: пошаговая инструкция

Этот узел — основа основ, простейший метод, который передают отцы из поколений в поколения. Самый лёгкий способ ещё называют «четверным» или «four-in-hand» оттого, что он совершается в четыре движения.

Порядок действий:

  1. Расположите галстук на шее так, чтобы широкий конец был слева, а узкий справа.
  2. Набросьте широкий конец на узкий и оберните снизу.
  3. Сразу же сделайте оборот сверху.
  4. Заведите конец галстука внутрь и вверх, расправьте и просуньте вниз.
  5. Отрегулируйте по высоте и затяните.

Легкий классический узел: пошаговая инструкция

Самым лёгким из классических узлов называют «полувиндзор». Это первый шаг на пути к действительно сложным галстучным узлам. Повязанный таким способом галстук прекрасно носится в повседневности, но вызывает в обществе уважение: лёгкая классика с изюминкой.

Завязывается он так:

  1. Расположите галстук на шее так, чтобы широкий конец свисал ниже узкого.
  2. Набросьте широкий конец на узкий.
  3. Проведите широкий конец под узкий.
  4. Вставьте внахлёст в шейную петлю широкую часть.
  5. Протяните вниз и вправо.
  6. Внахлёст оберните получившуюся петлю.
  7. Снизу слева протяните широкий конец внутрь в шейную петлю.
  8. Вставьте широкий конец в образовавшийся кармашек.
  9. Затяните галстук за нижний конец.

Узел «Виндзор»

Классический «Виндзор» — простой из сложнейших, выглядящий достойно и солидно за счёт объёмной галстучной петли, которая делается за счёт нескольких дополнительных оборотов. Такой узел прекрасно получается на галстуках из тонкой ткани, на плотной он будет смотреться слишком вычурно. Кроме того, лучше завязывать виндзорским узлом галстуки средней ширины: на слишком узком и слишком широком он будет выглядеть аляповато.

Инструкция по завязыванию галстука «Виндзорским» узлом:

  1. Оберните галстук вокруг шеи.
  2. Широкий конец накиньте на узкий.
  3. Проденьте широкий конец в петлю.
  4. Вытяните его вниз и вправо.
  5. Проденьте широкий конец под узкий.
  6. Повторите петлю.
  7. Протяните широкий конец вниз и влево.
  8. Оберните им узкий конец.
  9. Снова проденьте широкий конец галстука в шейную петлю.
  10. Заправьте галстук в кармашек.
  11. Затяните.

Узел «Пратт»

Этот узел придумал сотрудник торговой палаты США Джерри Пратт, от того узел ещё называют «Американским». Иногда он встречается под названием «Шелби». Такой узел очень популярен в Америке ввиду своей универсальности и элегантности, что сделало его популярным как в офисной жизни, так и на светских мероприятиях.

Узел «Пратт» завязывается следующим способом:

  1. Галстук накидывается на шею швами наружу, широким концом справа, узким — слева. Левый конец вытягивается на уровень пупка, основные движения совершаются широким.
  2. Проденьте широкий конец под узкий, сформировав крест.
  3. Проденьте широкий конец из этого положения под петлю галстука на воротнике.
  4. Оберните под воротник и вытащите влево.
  5. Переложите широкий конец слева направо, образовав переднюю сторону узла.
  6. Снова проденьте широкий конец в воротниковую петлю.
  7. Проденьте широкий конец в кармашек.
  8. Затяните галстук.

Таким образом, в завязывании галстуков нет ничего сложного. Основные движения просты и варьируются между собой количеством оборотов. С помощью этих простых инструкций можно легко научиться завязывать галстук самыми классическими узлами.

У старшего поколения при словах «школьный галстук» сразу же возникают ассоциации с ярко-красным обязательным атрибутом пионерии. Но времена изменились, и эта часть туалета стала совершенно другой. Особенную популярность приобретают галстуки для девочки или мальчика в последнее время, с введением обязательной школьной формы. Как «освежить» строгий вид и внести в однотипный образ свою «изюминку»? В решении этой проблемы поможет данная статья.

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.


Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Простой штык (рис. 10).

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым шты­ком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива­ющийся узел — один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно за­вязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец по­сле второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель пере­вернутого завязанного штыка вместо выбленочного получа­ется коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Ос­новное применение простого штыка на флоте — это за­крепление швартовных концов за причальные приспособле­ния, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты».

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо времен­но прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тя­ги, например за крюк при буксировке автомобиля.

К содержанию

См. также: карабинные узлы, узлы с анимацией

Узел “Восьмёрка”

Проводник в горы

Кровавый узел

Фламандская петля

Простой узел

Карабинные узлы

Рыбацкий штык

  Рыбацкий штык — один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю.

  За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

  Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет.

  Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному — в этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит.

  Применение: Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Простой полуштык

Является основой этого «семейства», но может применяться и самостоятельно. Начало своей истории простой полуштык берёт в Европе примерно 100 лет назад. Данный узел является самым простым из незатягивающихся, а следовательно — легко развязывающимся (когда это Вам нужно, конечно). Зачастую он служит завержающим элементом многих узлов в морском деле, то есть для страховки основного узла.

Как правильно вязать простой полуштык

Веревка охватывает опору, далее обводится кругом корневого конца троса, ходовой продевается в образовавшуюся петлю. Далее укрепляем свободный хвост бечевкой или любым контрольным узлом (Рисунок 2).


Рисунок 2. Схема вязания узла «простой полуштык»

Данный тип может применяться также для соединения двух канатов.

Портовый узел

  Портовый узел — задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте — дело нехитрое, а как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона?

  Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

  Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт.

  Этот узел не скользит и надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Штык с обносом

Такая связка в несколько раз крепче относительно штыка с двумя шлагами. Преимуществом является отсутствие скольжения троса в месте закрепления, благодаря петлям, обхватывающим опору с обеих сторон от коренного конца (Рисунок 5). Также, благодаря этому, появляется преимущество при резком изменении натяжения и направлении тяги.


Рисунок 5. Схема вязки узла «штык с обносом»

Как правильно вязать узел штык с обносом

  1. Делаем оборот веревки вокруг опоры с направлением сзади наперед.
  2. Затем перебрасываем хвостовой через коренной, снова делаем оборот вокруг опоры, но уже спереди назад.
  3. Вяжем два полуштыка, закрепляем окончания бечёвкой.

Стопорный узел.

Стопор накладывают на трос двумя шлагам: (рисунок а, б), после чего ходовой конец стопор два—четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой и крепят к нему линем или шкимушгаром (рисунок в).

Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рисунок г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рисунок д).

Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рисунок е).

Классификация морских узлов

Все названия морских узлов к нам пришли с других языков.

Термин «якорный узел» обозначался несколькими различными словами в зависимости от конструктивной особенности вязки:

  • «knot» — переплетают, связывая ходовый край с коренным, на конце каната создается утолщение;
  • «hitch» — предназначен для закрепления ходового конца к реям, мачтам, другим снастям и предметам;
  • «bend» — используют для увеличения длины троса посредством связывания двух концов.

Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.

Новичкам рекомендуется освоить технику вязания основных узлов, которые часто используются в мореходстве. Начинать нужно с простых конструкций, постепенно усложняя технику. Вязку одного узла следует доводить до автоматизма, только потом приступать к изучению новой конструкции. Следует помнить, что многие названия узлов пришли из англоязычных наречий. Одно и то же крепление может иметь до 7 названий.

Перечень штыков[править | править код]

  • Колышка — штык как завершающий элемент многих узлов, предотвращающий развязывание
  • Коровий узел — полусхватывающий штык концом троса на опоре
  • Глухая петля — полусхватывающий штык замкнутой петлёй верёвки на рыме
  • Кошачья лапа — полусхватывающий штык тросом на гаке для грузовых работ
  • Выбленочный узел — штык концом троса на опоре в морском деле
  • Узел стремя — штык серединой верёвки на карабине в альпинизме
  • Мачтовый штык — штык в морском деле
  • Обратный штык — штык в морском деле
  • Гачный узел — штык на гаке для грузовых работ
  • Бекетовый узел — штык на огоне для крепления такелажа
  • Ткацкий (шкотовый) узел — штык для соединения тросов, например, к середине троса
  • Брам-шкотовый узел — штык для соединения тросов
  • Констриктор (удавка) — штык на опоре
  • Сваечный узел (удавка) — штык на середине троса, применяемый для такелажных работ в морском деле
  • Паловый узел — штык для крепления корабля за палпричала
  • Большинство схватывающих узлов — штыки:
  • Прусик — схватывающий штык из двух оборотов на альпинистской верёвке
  • Карабинный узел — схватывающий штык из двух оборотов на карабине на альпинистской верёвке
  • Тандем прусик — пара схватывающих штыков из трёх оборотов на альпинистской верёвке
  • Швабиш — несимметричный схватывающий штык на альпинистской верёвке
  • Автоблок — штык на альпинистской верёвке
  • Клемхайст — штык на альпинистской верёвке
  • Узел Дистеля — штык, родственный выбленочному узлу, на альпинистской верёвке
  • Задвижной штык — штык, родственный выбленочному узлу
  • Верблюжий узел — штык, родственный коровьему узлу
  • Узел Бахмана — штык на карабине на альпинистской верёвке
  • Стóпорный узел — штык тросом (или цепью) на швартовом канате (или такелаже) в морском деле

Тормозящие узлы — штыки:

  • Узел Гарда — штык на паре карабинов
  • Узел UIAA — полусхватывающий штык на карабине
  • Штык с обносом — полусхватывающий штык на рангоуте
  • Узел двойной UIAA — полусхватывающий штык с обносом на карабине
  • Зигзаговый узел — полусхватывающий штык с обносом на грузовом автомобиле
  • Узел Мунтера мула — полусхватывающий штык на карабине со стóпорным и контрольным узлами
  • Карабинный тормоз — штык на паре карабинов
  • Радиум — полусхватывающий штык на карабине с мини-полиспастом

Штыки к французской винтовке Лебель М1886


В 1890 году во Франции для винтовок Лебеля на вооружение был принят граненый штык довольно любопытной конструкции. Он получил официальное название «штык-шпага». Он представлял собой граненый штык, имевший клинок четырехгранного профиля длиной 52мм. В отличие от русского четырехгранного штыка у него была литая металлическая (применялись довольно дорогие мельхиор или латунь) рукоять с крестовиной. В один из концов крестовины было вделано кольцо для надевания на ствол, а конец рукояти штыка закреплялся в соответствующем гнезде цевья винтовки при помощи пружинной защелки. Во время Первой мировой войны французы были вынуждены экономить дорогостоящий цветной металл, и потому выпускались варианты штыка-шпаги с кованой железной рукоятью и трехгранным клинком. Кроме того, опыт позиционной войны подтвердил малую пригодность штыка как оружия, применявшегося вместе с винтовкой, а применение длинного французского штыка-шпаги в тесноте окопа, в помещении, было усложнено из-за громоздкости. Вместе с тем было замечено, что граненый клинок сравнительно просто проникает даже через несколько слоев плотной зимней одежды, обеспечивая поражение противника. То есть, одним из перспективных направлений развития «окопного кинжала» было применение стилето-образного клинка. Было принято решение укоротить клинок штыка-шпаги с 520 мм. до 342, одновременно острие штыка обтачиванием принимало форму конуса. Такая переделка позволила «убить двух зайцев»: во-первых, снизилась длинна штыка, он перестал быть помехой при переползании, выполнении работ, а во-вторых, почти не снижая эффективности штыка как такового, не прибегая к излишним затратам, удалось снабдить каждого пехотинца, хоть и посредственным по своим качествам, боевым стилетом. Ножны к штыку железные, трубчатой формы со скобкой у устья, за эту скобку они крепились к поясу. У укороченных штыков ножны обрезаны, сплющены либо заварены на месте среза. Существуют модификации штыка-шпаги к винтовкам Лебеля и Лебеля-Бертье:

  • М 1886/93. Длинна клинка 520 мм. на перекрестии имеется «усик», загнутый к клинку, рукоять из белого металла.
  • М 1886/93/16 Принят в 1916 году, несколько упрошен. Отсутствует «усик» на перекрестии, рукоять из латуни.

    Штык обр. 1886 / 1893 / 1916 годов к винтовкам Лебеля

  • М1890 Штык к жандармскому карабину Бертье. От штыка М1886/93 отличается иным креплением к винтовке и прорезью справа на рукояти.


Французские штыки В то же время, с 1870-х годов штыки-тесаки самых разнообразных форм и размеров получили широкое распространение во многих армиях мира. Во Франции четырехгранный штык к винтовке системы Лебеля был заменен для артиллерийских частей на штык-тесак образца 1892 года. Клинок был короче, чем у граненых штыков, рукоять имела деревянные накладки. Ножны к штыкам железные, с пружиной, поясное крепление аналогично ножнам штыка-шпаги. Эти штыки применялись, главным образом, для карабинов.

Известны 2 модификации штыка-тесака к винтовкам и карабинам Лебеля:

  • М 1892. Имеется «усик», загнутый к клинку.
  • М 1892/16. Усик отсутствует, несколько изменена форма клинка – он стал уже и более заостренным.

Рис. 1 — французские штыки (сверху вниз): М 1892, М 1892/16, к винтовке Тувенена, к винтовке Шаспо (сер. XIX в.), М 1874 к винтовке Гра, М 1886/93, М 1886/93/15. Сбоку -М 1886/93/15 укороченный.

Модель М1886-16-35 Брошюра по ножевы и игольчатым штыкам к винтовке Лебеля с иллюстрациями

Игольчатый штык

На рубеже XVII-XVIII веков в армиях Европы появились игольчатые штыки, знакомые нам всем по образу нашей легендарной винтовки Мосина. Сначала игольчатые клинки существовали параллельно с багинетами, но быстро их вытеснили. Преимущества перед архаичным багинетом были очевидны: крепление на ствол с помощью круглой втулки, обычно отъемный игольчатый Т-образный, трехгранный или восьмигранный клинок, что давало возможность солдату вести огонь с примкнутым штыком

Теперь солдату было важно не порезаться о штык при дульном заряжании ружья, но эта проблема отпала с появлением унитарного патрона

* Штыковая атака под в ходе Отечественной войны 1812 года

Такая форма для нового штыка была выбрана из соображений его оптимальной легкости и прочности. Бойца того времени быстро и легко можно было обучить владению им: колоть, отбиваться, строиться в каре. Оптимальной была и его длина – она всегда рассчитывалась так, чтобы ружье со штыком оказалось длиннее руки кавалериста с палашом, то есть обеспечить пехотинцу безопасное расстояние для удара по коннику.

* Обучение штыковому бою с игольчатым штыком винтовки Мосина Кстати, распространен миф, что правое крепление игольчатого штыка гасит так называемую деривацию – эффект увода пули вправо или влево в зависимости от хода нарезов в стволе. Это действительно так, «Мосинка» всегда пристреливалась со штыком. Но это справедливо лишь для нарезных винтовок, появившихся массово лишь к концу XIX века.