Этнос

Содержание материала

Определение этноцентризма

Этноцентризм возникает, когда человек судит о другой культуре, основываясь на ценностях и стандартах своей собственной культуры.. Проблема в том, что культуры сильно различаются, поэтому результатом этноцентризма является то, что человек думает, что его культура лучше, чем культуры других людей. Этноцентризм приводит к тому, что человек или группа людей думают, что их образ жизни является естественным и правильным, а культуры, которые не разделяют одни и те же обычаи и ценности, опасны, отсталые и нецивилизованные.

Подобно расизму, этноцентризм ведет к дискриминационной практике. Например, возьмем эту историю о студентах, которых попросили снять хиджаб в одной школе Вирджинии. Хиджаб — важная часть религиозной практики некоторых мусульманских женщин. Учитель, попросивший девушку снять хиджаб, предположил, что ее культурные обычаи и ценности — в которых хиджаб не требуется — превосходят ее. В данном случае действия учителя основывались на ложном предположении, что одна этническая группа в чем-то превосходит все другие и что другие должны ассимилироваться.

Поначалу различия между расой и этнической принадлежностью сбивают с толку, но мы здесь, чтобы помочь вам лучше понять различия.

Этнические и межэтнические общности

Этническая общность

Этни́ческая о́бщность — устойчивая социальная группировка людей, исторически возникшая и обладающая общей этничностью. В отечественной науке различаются как по типам, свойственным мощным историческим периодам (племя, народность, нация), так и по таксонометрическому уровню (метаэтническая общность, этнос, субэтнос, этническая группа). Основным типом этнических общностей считается этнос, более дробные общности называются элементарными или микроэтническими, а общности, объединяющие несколько этносов — макроэтническими. Термины «этническая общность» и «народ» очень близки в этнографическом смысле.

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином.

Эта иерархия такова:

  • элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора) как непосредственного носителя этнических свойств.
  • субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой.
  • основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».
  • макроэтнические общности или метаэтнические общности — образования, охватывающие несколько этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д.

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей, принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся, и, следовательно, такие общности не имеют самоназваний, а выделяются в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

Разница между расой и этнической принадлежностью

Возьмите кавказскую (ака, европеоидную) расу. Мака МакКонаилл, ирландский профессор анатомии, описал физические характеристики кавказцев как «светлую кожу и глаза, узкие носы и тонкие губы. Их волосы обычно прямые или волнистые». Говорят, что кавказцы имеют самую низкую степень проекции в своих альвеолярных костях, которые содержат зубы, заметный размер выступающей части черепа и области лба и проекцию области средней части лица. Человек, внешность которого соответствует этим характеристикам, считается кавказцем. Кавказцы не всегда имеют белую кожу, но в Соединенных Штатах «белые» обычно используются для обозначения белых людей.

Кавказцы встречаются во многих странах мира. Таким образом, в то время как кавказец в Соединенных Штатах может иметь определенные расовые особенности с кавказцем из Франции, эти два человека имеют разное этническое происхождение — один американец, а другой — француз. Скорее всего, они будут говорить на разных языках большую часть времени, иметь разные традиции и даже могут иметь разные убеждения, на которые сильно повлияли их местные культуры.

Стоит отметить, что «раса» и «этническая принадлежность» могут быть очень субъективными, причем границы между этими двумя понятиями часто размыты. В видео ниже обсуждается, как термины для расовой и этнической идентичности менялись с годами, и как расовый или этнический термин может не точно описывать личность человека, поскольку у него может быть несколько расовых и этнических групп.

Многорасовый против Многокультурного

В большинстве случаев раса унитарна, т. Е. Человек принадлежит к одной расе, но может претендовать на этническую принадлежность в нескольких группах. Например, Барак Обама чернокожий в расовом отношении, несмотря на то, что его мать кавказская. С другой стороны, человек может этнически идентифицировать себя как шотландский и немецкий, если он действительно жил в обеих этических группах.

Самоидентификация и выбор

Другое различие между расой и этнической принадлежностью связано со способностью идентифицировать себя. Человек не выбирает свою расу; это назначено обществом, основанным на ее физических особенностях. Тем не менее, этническая принадлежность самоидентифицируется. Человек может выучить язык, социальные нормы и обычаи и ассимилироваться в культуру, чтобы принадлежать к этнической группе.

Интересные факты о современных этносах, видах

С развитием человечества огромное количество наций пережило все этапы эволюции этноса: от рода к нации. Именно это привело к образованию известных нам наций и государств. Стоит отметить, что идеология фашизма призывала с течением времени уничтожить другие нации, но история показала, что на всем протяжении существования человечества любая народность без взаимодействия с другой вырождалась.

Таким образом, если бы на планете остались только чистокровные арийцы, то это неминуемо привело бы через несколько поколений к огромному количеству наследственных заболеваний.

Примечателен и тот факт, что израильтяне развивались не по общей схеме – от семьи к нации. Все дело в том, что по жизненному укладу они относились к типичным кланам, где был общий предок – Авраам; имелось кровное родство между всеми людьми. Но внезапно, то есть за несколько поколений израильтяне смогли сформировать целое государство с четкой правовой системой и экономическими взаимоотношениями. Но все же они сохранили настоящую клановую систему, и только в редких случаях допускаются родственные связи с другими представителями народностей. С таким подходом к жизни евреев впереди ждало вырождение. Но этого не случилось, потому что возникло христианство, которое разделило эту нацию на два лагеря, враждебно относящихся друг к другу. На сохранение нации повлияло и разрушение государства, которое привело к рассеиванию народа.

Взгляды и самосознание народностей очень удивительны и порой не поддаются объяснению. Например:

  1. Дети южноафриканской народности на руках матери или отца проезжают больше семи тысяч километров.
  2. Исландцы догадались использовать тепло от вулканов для обогрева своих жилищ.
  3. В Российской империи монарх держал в руках скипетр, но у жителей Сиамского королевства (Таиланд) другой взгляд на предметы царских регалий. Тайский король держит в руках инструмент, которым отмахивается от мух. Изготовлен он из слоновой кости и хвоста белого слона.
  4. Вьетнамцы вообще каждый новый год отмечают в разные даты.
  5. А у японцев законом не определено, с какого возраста можно заключать браки.

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится одно или несколько общих самоназваний, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией и им присуще чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).

Антропологическая классификация. Этнос и раса

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».

Отдельные этнические общности обычно включают разные антропологические типы. Например, русские из Ростовской области, большей частью черноволосые и темноглазые, заметно отличаются от русских из Архангельской области, в основном, русоволосых и голубоглазых.

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев, палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии — расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Историческое развитие

Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).

Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.

Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.

С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:

  1. Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
  2. Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
  3. Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.

Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.

Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности

Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев, палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии — расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Раса против этнической принадлежности и национального контекста

Увлекательно, раса и этническая принадлежность существуют в культурном контексте конкретной национальной среды. Другими словами, расы и национальности различаются между странами, и они даже различаются. в страны!

Так, например, человек алжирского происхождения, проживающий во Франции, играет особую этническую роль, которая полностью зависит от истории оккупации и колонизации между Францией и Алжиром. Во Франции этническое различие «алжирца» имеет особый оттенок.

Но эта этническая роль исчезает, когда они переезжают в Соединенные Штаты.

Оказавшись в США, этот человек приобретет новую и / или другую этническую принадлежность, поскольку его национальный контекст меняется при переезде. Теперь они вписываются в американские расовые и этнические категории. Таким образом, хотя этот человек может быть алжирцем во Франции, он может быть отнесен к категории мусульман в Соединенных Штатах. Хотя этот человек лично продолжал бы идентифицировать себя как этнически алжирский, его будут воспринимать и рассматривать как саудовца или иракца, с которым можно было бы обращаться на основе американских национальных представлений об этнической принадлежности. Их, возможно, даже назвали бы «ближневосточными», хотя на самом деле они североафриканцы.

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

  • Род — группа людей, которая основана на кровных связях.
  • Племя — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
  • Народность — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
  • Нация — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Род и клан

Такое явление, как род, сформировалось именно для того, чтобы избежать процесса вырождения. Он сформировался на основе союза между представителями нескольких семейств. Такая родовая форма считалась самой распространенной и долго просуществовавшей. Но, так как стало увеличиваться число представителей родов, то вновь появилась угроза кровосмешения.

Таким образом, для предотвращения этого процесса нужна была «свежая» кровь. Появление рода дало начало семейным кланам. Следует отметить, что кровная месть появилась в то время, когда сформировались этнические общности.

Мы с вами рассмотрели неполный список исторических видов этноса. Перейдем к изучению крупных форм.

Сравнительная таблица

Этнос раса
Определение Этническая группа или этническая принадлежность — это группа населения, члены которой идентифицируют себя на основе общей национальности или общих культурных традиций. Термин «раса» относится к концепции разделения людей на популяции или группы на основе различных наборов физических характеристик (которые обычно являются результатом генетического происхождения).
Значимость Этническая принадлежность означает общие культурные особенности и общую историю группы. Некоторые этнические группы также имеют общие языковые или религиозные черты, в то время как другие имеют общую историю группы, но не общий язык или религию. Раса предполагает общие биологические или генетические признаки, будь то фактические или утвержденные. В начале 19-го века расовым различиям приписывали значение в областях интеллекта, здоровья и личности. Нет никаких доказательств, подтверждающих эти идеи.
генеалогия Этническая принадлежность определяется с точки зрения общей генеалогии, фактической или предполагаемой. Как правило, если люди считают, что они происходят из определенной группы и хотят быть связанными с этой группой, то они фактически являются членами этой группы. Расовые категории происходят из общей генеалогии из-за географической изоляции. В современном мире эта изоляция была разрушена, и расовые группы смешались.
Отличительные Факторы Этнические группы различаются по-разному от одного периода времени к другому. Они обычно стремятся определить себя, но также определяются стереотипами доминирующих групп. Предполагается, что расы различаются по цвету кожи, типу лица и т. Д. Однако научная основа расовых различий очень слаба. Научные исследования показывают, что расовые генетические различия слабы, за исключением цвета кожи.
Национализм В 19 веке развивалась политическая идеология этнического национализма — создание наций на основе предполагаемого общего этнического происхождения (например, Германия, Италия, Швеция …) В 19 веке концепция национализма часто использовалась для оправдания доминирования одной расы над другой в конкретной нации.
Правовая система В последние десятилетия 20-го века в США и в большинстве стран правовая система, а также официальная идеология запрещали дискриминацию по этническому признаку. В последние десятилетия 20-го века правовая система, а также официальная идеология подчеркивали расовое равенство.
конфликты Часто жестокие конфликты между этническими группами существовали на протяжении всей истории и во всем мире. Но на самом деле большинство этнических групп в большинстве стран мирно уживаются друг с другом. Расовые предрассудки остаются постоянной проблемой во всем мире. Однако в 21-м веке расовых конфликтов меньше, чем в прошлом.
Примеры конфликтов Конфликт между тамильским и сингальским населением в Шри-Ланке или народами хуту и ​​тутси в Руанде. Конфликт между белыми и афроамериканцами в США, особенно во время движения за гражданские права.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Примеры этнического разнообразия в мире

По всему южноамериканскому региону и испано-американским странам сосуществует большое количество культур и этнических групп, поэтому существует большое этническое разнообразие.

Есть люди коренного происхождения, но также европейского, африканского или азиатского происхождения. В зависимости от страны, в которой мы находимся, существуют различия в этническом разнообразии страны..

Есть много стран, в которых этнические группы объединились и породили расу метисов, таких как люди, которые имеют европейскую кровь с коренной, африканской или азиатской кровью..

Карибский бассейн и Мексика

В таких регионах, как Карибский бассейн, большая часть населения имеет европейскую или африканскую кровь. В отличие от Мексики, в которой проживает большинство коренных и европейских кровей. Это этническое разнообразие отражается на физических характеристиках населения.

Аргентина

Например, в Аргентине европейское происхождение населения очевидно. 85% населения европейского происхождения, в основном итальянцы, а остальные 15% — из коренной крови.

Колумбия

Колумбия — одна из стран с наибольшим этническим разнообразием в мире. Благодаря своему географическому положению он находится на пороге межкультурности.

Существует до 84 коренных этнических групп и 3 большие группы, отличающиеся от населения. Коренные этнические группы расположены и преобладают, прежде всего, в сельской местности, с более высокими показателями в Гуахира, Путумайо и Амазонас.

Население, являющееся потомком африканской этнической группы, составляет более 10% от общей численности населения страны. Мы также находим людей цыганской национальности, которые достигают до 5000 человек..

Колумбия считает, что множественность этнических групп представляет собой источник национальной гордости. Богатство нематериальной культуры в Колумбии высоко благодаря количеству индейских и креольских языков, таких как банде, паленкеро и романский.

Эквадор

В Эквадоре около 80% населения составляют метисы. Признано до 13 коренных национальностей, среди которых чачи, цахила, амазонские кичуас, ава, эпера …

Только в амазонском регионе этой страны насчитывается девять признанных родных языков. Прибытие до 13 по всей стране. Язык Запара также был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перу

В Перу насчитывается до 76 этнических групп, которые сосуществуют на их территории, где мы находим смеси андских культур по всему региону Анд, которые продолжают сохранять свои обычаи и культуру на протяжении многих лет, включая многие племена, в которых, как представляется, глобальное присутствие общества еще не пришло.

ссылки

  1. ПАРЕХ, Бхиху. Переосмысление мультикультурализма: культурное разнообразие и политическая теория.этносы, 2001, том. 1, а не 1, с. 109-115.
  2. COX, Taylor H.; Блейк, Стейси. Управление культурным разнообразием: последствия для организационной конкурентоспособности.Исполнительный, 1991, р. 45-56.
  3. ОГБУ, Джон У. Понимание культурного разнообразия и обучения.Педагог-исследователь, 1992, вып. 21, а не 8, с. 5-14.
  4. FEARON, Джеймс Д. Этническое и культурное разнообразие по стране.Журнал экономического роста, 2003, вып. 8, № 2, с. 195-222.
  5. RIGGINS, Стивен Гарольд (ред.).Средства массовой информации этнических меньшинств: международная перспектива. Sage Publications, 1992.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ, Джеймс У.Культурная осведомленность в сфере социальных услуг: многоэтнический подход. Прентис Холл, 1995.
  7. ATKINSON, Дональд Р.; МОРТЕН, Джордж; Сью, Derald Wing.Консультирование американских меньшинств: межкультурная перспектива. Brown & Benchmark, 1979.

Этнос и язык

Как правило, каждый этнос говорит на одном языке. Однако довольно широко распространяется двуязычие (билингвизм), когда часть этноса или даже целый этнос постоянно пользуется двумя языками. Такое часто встречается в многонациональных государствах, где национальные меньшинства обычно используют как родной язык, так и язык наиболее многочисленного или доминирующего этноса.

Родной язык наиболее тесно связан с этническим происхождением и часто используется в статистике как объективный признак этноса. Однако нередко этническое происхождение человека и язык, который он считает родным, не совпадают. Малочисленные этнические группы, живущие в окружении других этносов, часто переходят на их язык.

Различия между разными языками и диалектами одного языка нередко являются достаточно условными. Этнологи в качестве основного их разграничителя считают факт существования того или иного этноса с утвердившимся самосознанием и самоназванием.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты

В настоящее время развитие межнациональных отношений связано с двумя противоречивыми тенденциями:

— тенденцией к объединению наций, которая возникает из-за глобализации экономики, мирового разделения труда и доступности информации в современном мире;

— тенденцией к самостоятельному функционированию каждой нации, которая связана с тем, что люди гордятся собственной культурой и многовековой историей, стремятся сохранить и приумножить наследие предков, не затеряться среди других наций.

Противоречие между этими двумя тенденциями – основная проблема межнациональных отношений. Из нее вытекают все остальные противоречия:

— между интересами отдельной нации и интересами общества;

— между необходимостью консолидации государств для решения глобальных экономических проблем и желанием наций сохранить свою самобытность;

— между национальными государствами в силу специфики их интересов (например, конфликты из-за нужды в природных ресурсах);

— между людьми разных национальностей в многонациональных коллективах из-за различия в обычаях, традициях, мировоззрении.

  Национальные конфликты часто создают почву для создания и развития специфических идеологий:

Национализм – психология превосходства одной нации над всеми прочими, в основе которой лежит гипертрофированное чувство любви к своей нации. Часто национализм включает идеи об избранности того или иного народа, что влечет на собой факты фальсификации истории.

Шовинизм – политика политического, экономического и духовного подавления одним народом других, пренебрежение одним народом правами, ценностями и традициями другого.