Беседа: «правила поведения в природе» в старшей группе

Содержание материала

Зачем нужны правила поведения в лесу

Экосистема – шаткая и хрупкая структура. Ряд факторов влияет на её стабильность и стойкость перед угрозами извне. Достаточно небольшого перепада температуры на градус по региону, чтобы нарушить этот хрупкий баланс. Лесные животные довольно чувствительны к присутствию человека. Кабаны, лисицы, зайцы, косули, лоси, бобры, выдры, ондатры, волки и медведи – неполный перечень животных, которые заинтересуются входом чужаков на их территорию. И если одни проявят дружелюбие, интерес, или испуг, то другие могут видеть в людях источник пропитания на ближайшее время.

Экологические правила природы в лесу созданы во избежание подобных ситуаций. В Америке еноты приспособились разгребать мусорные баки в поисках съедобных остатков. Подобным образом ведут себя и медведи. Также были замечены случаи, когда косули и лоси разрывали скопы мусора. Это – примеры того, как урбанизация влияет на диких и домашних животных.

Человеческая еда, и предметы быта, могут быть опасны для других видов, поэтому важно знать, как вести себя в лесу. Причина кроется в особенностях пищеварительной и нервной системы обитателей лесных чащ

Пластиковые пакеты, стаканы, тарелки, упаковки и коробки ярко окрашены и могут иметь приятный, вкусный аромат. Если для человека пищевые отходы безопасны, то для тех, кто находит еду по цвету и запаху, это представляет опасность. Любой органический полимер деградирует до своих мономеров от 50 до 300 лет. На данный момент только редкие виды плесени и бактерий способны использовать полиэтилен для синтеза глюкозы.


Рисунок 2. В лесу нужно вести себя так, чтобы не повредить природе и животным

Исследования, проводимые в этой области, показывают, что для промышленных оборотов такие изумительные качества пригодятся еще не скоро. И пока пищеварительная система теплокровных и питательный аппарат растений не способна их усвоить. Таким образом, оставленные на природе пакеты способны повлиять на местную экосистему в худшую сторону. Указания вроде «Прочитай правила поведения в лесу!» всегда обоснованы. Приятно возвращаться на старое место, к знакомой поляне на шашлыки? А теперь представьте, что после вас эту поляну посетят еще десять компаний отдыхающих. Не следуйте плохим примерам, всегда оставляйте после себя лучше, чем было до вас. Некоторые правила друзей природы созданы ради вашей же безопасности. Запрещающий купание знак поставлен не просто так, а изображение, оповещающее об опасности нападения животных, скорее всего, было установлено после прецедента. Не забывайте, соблюдение техники безопасности избавит от проблем (рисунок 2).

Можно ли заблудиться в лесу?

Итак, основные правила, как нужно вести себя в лесу, если заблудился. В данной ситуации не стоит поддаваться панике и бежать без оглядки. Необходимо успокоиться, оставаться на том же месте и позвать на помощь. Вас не нашли, значит, пришло время звонить родственникам, друзьям, если нет связи, то следует набрать номер службы спасения – 112, она доступна всегда.

Сообщите о том, что вас окружает, вам подскажут, как выйти из леса. Правила поведения в лесу для школьников подразумевают знание частей света. В полдень встаньте спиной к солнцу, ваша тень будет указывать на север, восток окажется по правую руку, а запад – по левую. Следуйте указаниям специалиста МЧС.

Не удалось выйти из леса и темнеет, готовьтесь к ночлегу

Необходимо сделать шалаш из веток, развести небольшой костер (соблюдая меры предосторожности), и лечь спать возле костра. Думайте только о хорошем, наступит новый день, и вас обязательно найдут

Это довольно частый случай. Порой даже взрослые люди, которые абсолютно уверены в том, что ориентируются на местности, могут заблудиться. Надо понимать, что лес – это не игра. Любая знакомая дорожка может завести совершенно не туда. Главная надежда всех современных туристов – телефон – тоже не поможет, так как в лесу редко ловит связь.

Зачем нужны правила поведения в лесу

Экосистема – шаткая и хрупкая структура. Ряд факторов влияет на её стабильность и стойкость перед угрозами извне. Достаточно небольшого перепада температуры на градус по региону, чтобы нарушить этот хрупкий баланс. Лесные животные довольно чувствительны к присутствию человека. Кабаны, лисицы, зайцы, косули, лоси, бобры, выдры, ондатры, волки и медведи – неполный перечень животных, которые заинтересуются входом чужаков на их территорию. И если одни проявят дружелюбие, интерес, или испуг, то другие могут видеть в людях источник пропитания на ближайшее время.

Экологические правила природы в лесу созданы во избежание подобных ситуаций. В Америке еноты приспособились разгребать мусорные баки в поисках съедобных остатков. Подобным образом ведут себя и медведи. Также были замечены случаи, когда косули и лоси разрывали скопы мусора. Это – примеры того, как урбанизация влияет на диких и домашних животных.

Человеческая еда, и предметы быта, могут быть опасны для других видов, поэтому важно знать, как вести себя в лесу. Причина кроется в особенностях пищеварительной и нервной системы обитателей лесных чащ

Пластиковые пакеты, стаканы, тарелки, упаковки и коробки ярко окрашены и могут иметь приятный, вкусный аромат. Если для человека пищевые отходы безопасны, то для тех, кто находит еду по цвету и запаху, это представляет опасность. Любой органический полимер деградирует до своих мономеров от 50 до 300 лет. На данный момент только редкие виды плесени и бактерий способны использовать полиэтилен для синтеза глюкозы.

Рисунок 2. В лесу нужно вести себя так, чтобы не повредить природе и животным

Исследования, проводимые в этой области, показывают, что для промышленных оборотов такие изумительные качества пригодятся еще не скоро. И пока пищеварительная система теплокровных и питательный аппарат растений не способна их усвоить. Таким образом, оставленные на природе пакеты способны повлиять на местную экосистему в худшую сторону. Указания вроде «Прочитай правила поведения в лесу!» всегда обоснованы. Приятно возвращаться на старое место, к знакомой поляне на шашлыки? А теперь представьте, что после вас эту поляну посетят еще десять компаний отдыхающих. Не следуйте плохим примерам, всегда оставляйте после себя лучше, чем было до вас. Некоторые правила друзей природы созданы ради вашей же безопасности. Запрещающий купание знак поставлен не просто так, а изображение, оповещающее об опасности нападения животных, скорее всего, было установлено после прецедента. Не забывайте, соблюдение техники безопасности избавит от проблем (рисунок 2).

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, отправится в путешествие в лес. А что нам нужно взять с собой, как вы думаете?

Ответы детей: корзину, головные уборы и т. п.

Правильно, ребята. Мы готовы, пора отправляться.

Воспитатель. Вот мы и пришли.

(на экране – картина леса)

Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво, тихо. Лес бывает густой, дремучий, таинственный, сказочный, а еще еловый, сосновый, лиственный. Но самое главное, лес – щедрый. Мы можем этого не знать, но в лесу произрастает масса растений, грибов и ягод, которые могут пригодиться человеку, и пользу от которых он получает, порой сам того не зная, но могут и навредить. Может ли лес таить в себе опасность? Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая солнечная полянка, а сколько в траве выросло ягод, а вот куст и на нем тоже красивые красные ягоды. Как вы думаете можно ли кушать эти ягоды?

Воспитатель: Ребята, ягоды можно есть, только если вы знаете точно, что они съедобные. Давайте посмотрим на экран.На экране меняются слайды с изображением съедобных лесных ягод: земляника, малина, черника, голубика, брусника, ежевика.

Дети называют названия знакомых им ягод.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете названия многих лесных ягод

Но,при сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью

Игра малой подвижности «Собираем ягоды»

Дети собирают съедобные ягоды, определяют названия, кладут в корзину.

Основное правило — «Сомневаешься — не бери!» — действует всегда, и при сборе ягод его никто не отменял.

Ну а сейчас давайте отправимся дальше.

Воспитатель и дети двигаются дальше.

Следующая остановка «Грибная полянка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь грибов.

Муляжи грибов, две корзины, мольберт с картинками съедобных и несъедобных грибов.

Воспитатель: А все ли грибы, являются нашими друзьями?

Ответы детей.

Воспитатель:

Посмотри, какой хороший!

Шляпка красная в горошек,

Кружевной воротничок

Он в лесу не новичок.

(мухомор)

— А так ли хорош мухомор!

Ответы детей.

Воспитатель: Мухомор красив, но в нем содержится яд, который опасен для людей.

Есть старуха вредная

На ней шляпка бледная

А нога в ботинке

На чулке – пестринки.

(бледная поганка)

Воспитатель: Почему вредная?

Ответы детей.

На полу стоят муляжи съедобных и несъедобных грибов.

Воспитатель: На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Давайте определим, какие ядовитые, а какие съедобные. Съедобные грибы давайте сложим в корзину, а ядовитые так и оставим, и даже руками трогать не будем.

Игра малой подвижности «Не ошибись»

Дети собирают съедобные грибы, определяют названия, кладут в корзину.

Обобщение:

Ни все грибы – наши друзья. Есть и враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление. Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?

Ответы детей: Спросить у взрослых.

Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.

Продолжаем наше путешествие…

Следующая остановка «Опасные насекомые»

(Слайды: осы, шмели, шершни).

Воспитатель: Встреча с этими насекомыми опасна. Как вы думаете, о ком идет речь?

Ответы детей.

Воспитатель: Их называют жалящими насекомыми. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Просто так, они не нападают, жало у них для самозащиты, старайтесь их не тревожить.

Обобщение:

Давайте еще раз вспомним,какие правила лесамы сегодня с вами узнали:

Ответы детей: Несъедобные грибы и ягоды не надо трогать руками и кушать их нельзя. Жалящие насекомые опасны, только если их потревожить, поэтому трогать их не надо.

Воспитатель:

И еще ребята ходить в лес можно только в сопровождении взрослых, потому что в лесу можно легко заблудиться.

А нам пора возвращаться в детский сад. Молодцы ребята, я думаю, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу.

Готовим детей к походу

После того, как вы тщательно подготовились сами, вам нужно проинструктировать детей по поводу их безопасного поведения в походе. К лесному приключению детей начинают готовить заранее, рассказывая и объясняя, что можно делать, а что категорически нельзя. Все ваши «нельзя» должны быть понятными и ясными для детей. Просто  слово «нельзя» некоторые дети воспринимают как «если никто не видит, то можно» 

Поэтому очень важно не просто запретить, а объяснить детям все то, что может случиться с ними (и с лесом), если они нарушат запрет. Если вы планируете сбор грибов и ягод, то необходимо прежде познакомить детей с названиями грибов, научить их отличать съедобные грибы (ягоды) от несъедобных

  1. Для детей среднего и старшего школьного возраста достаточно провести беседу и раздать памятку или буклеты. Изучаются специальные знаки, используемые лесниками и пожарными для безопасности человека и дикой природы;
  2. Для детей младшего возраста беседа должна быть повторной и эмоционально окрашенной, буклеты более красочными. Не лишним станет просмотр фильма и проведение классного часа на тему «бережем природу»;
  3. Дети дошкольного возраста более эмоциональные, более послушные, но они же и более любопытны, чем их старшие товарищи. Запомнить правила поведения для них гораздо сложнее, поэтому и подготовка к походу требует более длительного периода. Памятку заменяют картинки, которые родитель или воспитатель поясняет в подробностях. Как средства инструктажа дошкольников, используют обучающие мультфильмы, сказки, дидактическую игру «Правила поведения в лесу».

Ход занятия.

Воспитатель. В природевстречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей (иллюстрация «Прогулка на природе»).

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети.

В лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу?

Дети.

«Маша и медведь», «Три медведя». Герои сказок пошли по тропинке.

Воспитатель: Идя по тропинке, Маша забрела в самую чащу леса. Нашла она дорогу домой? К кому попала Машенька? Как нужно было поступить в этой ситуации?

Дети:

Оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте.

Оставлять по пути свои метки,периодически громко кричать: «Ау!» или «Помогите, спасите!»

Воспитатель:

Иногда приходится вызывать людям и животным спасателей. Кто такие спасатели? (МЧС). Чем занимаются спасатели? Кто знает номер телефона службы МЧС? (ответы детей) Сегодня мы будем учиться, как вести себя в различных опасных ситуациях.

Собираясь отдыхать на природе, какие правила нужно соблюдать?

Дети:

Ходить только по тропинкам и дорожкам.

Воспитатель:

Почему? (ответы детей) Помните! В траве много насекомых, змей, которые вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и искусать.

Игра «Назови опасных насекомых» (иллюстрации на доске: шмель, пчела, комар, клещ, муха)

Воспитатель.

Чем опасны эти насекомые? (Ответы детей)

Чем не рекомендуют пользоваться, собираясь в лес?

Дети:

Не следует пользоваться духами и косметикой.

Воспитатель. Почему? (ответы детей) Пахучие вещества насекомые воспримут как сигнал бедствия и могут напасть.

Физкультминутка «Наблюдения за природой»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно мы похлопаем,

Ногами мы потопаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Воспитатель.

Какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?

Дети:

Одежда должна закрывать всё тело.

С/и «Найди ошибку». Я приготовила для прогулки в лес в белую водолазку с коротким рукавом или черную с длинным, черные длинные брюки или бежевые бриджи, босоножки.

(Дети объясняют, почему нельзя одевать эти вещи в лес) .

Вывод:

Одежда должна быть светлой — на ней легче заметить насекомое. Обязательно наденьте плотные брюки, например, джинсы, кофту с длинными рукавами, шапочку и поднимите воротник.

При встрече с насекомыми, не машите руками. Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо.

Воспитатель. Почему нельзя этого делать? (Вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика). Отойдите и понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного из жизни насекомых. Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают розовый, синий и фиолетовые цвета. Мухи – желтый, а бабочки — красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.

Воспитатель:

Не шумите в лесу. Помните! Крик и громкая музыка может напугать лесных жителей.

Как стало душно, влажно, подул сильный, порывистый ветер. Неужели начнётся гроза?

Куда прячутся насекомые перед грозой? (ответы детей) Воспитатель снимает шапочки у детей. А как людям вести себя во время грозы и молнии?

Дети:

— Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю, спрятаться под низкими кустами.

— Снять металлические украшения (серьги, часы, отключите сотовый телефон, фотокамеру, фотоаппарат.

— Уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя.

Нельзя использовать зонт в грозу. Молния может ударить в наконечник или спицы.

Воспитатель: Что необходимо сделать после прогулки в лес? После прогулки осмотреть одежду, тело и переодеться.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Лесная опасность

Экосистема очень разнообразна.  Кроме позитивного настроения она несет также опасность для туристов. Прежде всего это дикие хищники. При благоприятном стечении обстоятельств они не будут искать встречи с человеком. Но совсем другое дело оголодавший зверь. Или подранок.

Кроме зверей невидимой лесной опасностью выступают ядовитые ягоды и грибы. Иногда их совсем просто принять за съедобные. Вернее, гриб может относиться к категории съедобных, но растет рядом с ядовитыми собратьями. Тогда он тоже становятся ядовитым, так как грибы как губка впитывают токсины. Выросшие на грязной почве тоже не годятся для еды. Они разлагают и впитывают токсины с почвы, тем самым становятся ядовитыми.

Есть и обратная сторона у прогулки по лесу. Ему тоже нельзя причинять вред. Лесной кодекс предполагает административную и уголовную ответственность за причинение вреда лесам.

Например:

  • Несанкционированная охота облагается штрафом 200000 руб. (или арест на 6 мес.).
  • Уничтожение мест обитания краснокнижных обитателей леса предусматривает штраф полмиллиона либо арест до 3 лет.
  • За вырубку леса — полмиллиона руб. или арест до 3 лет.

Ход занятия.

Воспитатель. Скажите, какое сейчас время года?

Дети. Лето. Воспитатель. По каким признакам вы это определили?

Дети. Стало теплее. Стало пригревать солнце. На деревьях появились листочки. Бегут ручейки. Люди одели облегченную одежду.

Воспитатель. В такую погоду очень хочется отправиться в лес на прогулку. Давайте закроем глаза и представим себе, что едем на автобусе в лес.

(Звучит тихая музыка.)

Мы с вами проезжаем по улицам города и выезжаем на большую широкую дорогу, ведущую к лесу. Светит яркое солнце. Слышится шум проезжающих мимо машин. Вот мы и приехали в лес.

Открываем глаза. Как красиво кругом.

И пока мы с вами не вошли в лес, скажите, какая опасность может поджидать нас в лесу?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель. Правильно, в лесу можно заблудиться, поэтому в лес ходить одному нельзя, особенно – детям.

«Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

В лесу нужно держаться вместе с родителями. Но если вдруг ты потеряешь из вида родителей, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.

Если вы заблудились в лесу, не поддавайтесь панике, не бегите куда глаза глядят, присядьте, внимательно прислушайтесь к звукам, может быть, вы услышите шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайтесь понять, откуда идет звук, и идите, в этом направлении. Если звук становится громче – вы идете правильно.

Собираясь отдыхать на природе, какую одежду нужно надевать?

Дети: на прогулку в лес нужно надевать длинные брюки, свитер с длинными рукавами, шапочку и поднять воротник. Одежда должна быть светлой. Открытые участки тела намазать мазью от комаров.

Воспитатель: почему?

Дети: такая одежда убережет от укусов насекомых. А на светлой одежде быстрее, чем на темной увидишь насекомое.

Воспитатель: каких лесных насекомых вы знаете?

Дети: комары, кузнечики, осы, мухи, стрекозы, клещи, божьи коровки, пчелы, бабочки, шершни, шмели, гусеницы.

Воспитатель: какие из этих насекомых жалящие? Почему?

Дети: комары, осы, пчелы, шмели, шершни.

У этих насекомых есть жало, они могут ужалить.

Воспитатель: как нужно поступить, если вас ужалило насекомое?

Дети: вытащить жало, промыть ранку, положить на ранку холод (можно положить носовой платок, смоченный холодной водой).

Воспитатель: а сейчас поиграем в игру (физкультминутка). Я буду называть вам насекомых, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите название жалящего насекомого; топать ногами, если услышите название других насекомых.

(Божья коровка, кузнечик, пчела, стрекоза, комар, саранча, оса, муха, жук, шмель, бабочка, светлячок, клещ, гусеница)

Воспитатель: вот мы с вами вышли на лесную полянку. Посмотрите сколько здесь ягод. Давайте соберем ягоды в корзину.

(Дети по очереди берут картинку, называют ягоду, описывают ее).

Молодцы, вы знаете много лесных ягод.

(Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод).

Как называются эти ягоды?

(Волчье лыко, белена, вороний глаз.)

Чем они опасны?

(Если дети затрудняются, рассказывает воспитатель).

При сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ягоды ядовитые. По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью

Основное правило — «Сомневаешься — не бери!»

Что еще можно найти в лесу?

Дети: грибы.

Воспитатель: какие грибы вы знаете?

(Дети перечисляют грибы)

На какие группы мы можем разделить грибы? (Съедобные и несъедобные).

Почему грибы называются несъедобные?

Дети: эти грибы ядовитые, ими можно отравиться.

Воспитатель: можно ли срывать и топтать ядовитые грибы?

Дети: ядовитые грибы нужны лесным жителям, они ими лечатся.

Воспитатель: На нашей полянке много разных грибов, давайте соберем съедобные грибы, а ядовитые трогать не будем.

(Дети собирают муляжи съедобных грибов, называют эти грибы, а муляжи ядовитых грибов не трогают).

Ни все грибы — наши друзья. Есть и враги – ядовитые грибы.

И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление.

Что надо сделать, если вы сомневаетесь съедобный гриб или ядовитый?

Дети: Спросить у взрослых.

Воспитатель: А если вы так и не знаете съедобный или не съедобный тогда не срывайте.

О каких опасностях в лесу мы говорили? О чем мы должны помнить, отправляясь в лес?

(Ответы детей).

560395

529375

960720

960720

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Звонит телефон.

Дети, интересно, кто это нам звонит. Я сейчас послушаю. А, это Ёжик. Он зовет к себе в гости в лес.

Воспитатель: Ребята, поедем в лес. Закройте глаза (Звучит музыка) Мы очутились в лесу.

I.На интерактивной доске изображение леса и Ёжика.

Здороваемся с Ёжиком.

Как здесь красиво!

Ёжик объясняет детям, что в лесу не только красиво и могут встречаться опасности.

Какие же здесь могут быть опасности.

Дети: В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! Можно заблудиться. Поэтому мы знаем, что ходить в лес надо только со взрослыми и уходить от них далеко нельзя.

Воспитатель: Ребята, а помните сказку про Машеньку, как она с подружками собирала ягоды и заблудилась. А почему?

Дети: Она ушла далеко от подружек.

Воспитатель: Правильно, ребята. Надо быть рядышком.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли (шагаем на месте)

За природой наблюдали.

А сейчас мы отдохнём, (остановились)

Встанем, глубоко вздохнём. (вдох, выдох)

Вверх на солнышко посмотрим, (подняли голову)

А затем похлопаем, (хлопаем)

Ногами мы потопаем. (топаем)

Хорошо мы погуляли, (шагаем)

И нисколько не устали.

II картинка. Поляна с ягодами.

Видим картинки (на магнитной доске) с изображением ягод.

Ёжик. Ребята, а что это за ягодки, такие красивые и растут в лесу? Давайте рассмотрим. Какая это ягодка? Кто знает? Дети называют ягоду.

Ёжик. Правильно. Это земляника. А вот это, что за ягодка?

Дети называют.

Ёжик. Правильно, это малина. Эти ягоды съедобные.

Ёжик. А вот на этой картинке, что за ягода?

Если дети затрудняются, Ёжик им помогает назвать ягоду: Это волчья ягода и ее нельзя брать в руки и есть, можно отравиться.

Ёжик. Давайте, я ее заберу с собой. Потому что детям ее нельзя брать в руки.

Идем дальше по лесу.

III. Поляна с грибами. (на интерактивной доске).

Видим картинки с изображениями грибов.

Ёжик предлагает детям отгадать загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб).

Ответ детей: гриб.

Ёжик: правильно, ребята – то гриб.

— Но не все грибы наши друзья.

Вот на этой картинке, что за гриб?

— Да, это белый гриб. Он так называется и он съедобный.

— А вот эти желтенькие грибочки, как они называются?

— Правильно, лисички.

— А вот посмотрите, что это за гриб? У него красная шапочка в белый горошек и на вид он очень красивый, но это очень опасный, ядовитый гриб. Его ни в коем случае нельзя брать в руки, а тем более есть, это мухомор.

Ёжик. Я его уберу в свою корзину.

IV. Сухое дерево, на нем жук.

Проходим дальше и видим — стоит дерево без листьев. Смотрим, на нем сидит жук. Он ядовитый и называется он – короед. В руки брать его нельзя.

Ёжик предлагает детям подуть на жука, чтобы прогнать его. Дети дуют и жук улетает. После этого на дереве появляются листья, дерево ожило.

Почему?

Жуки ели листья и деревце погибало. Дети подули, жуки улетели. Дети спасли дерево.

Ёжик. Я забираю ядовитого жука в свою корзинку. Детям его трогать нельзя.

Прощаемся с ёжиком.

Ёжик отдает нам корзинку с опасными предметами леса, чтоб мы у себя в детском саду сделали уголок, в котором будут изображены насекомые, ягод и грибы, которые нельзя трогать руками.

Кружимся и закрываем глаза руками, мы очутились в детском саду.

В уголке у нас висит знак, на котором изображена рука с перечеркнутой линией, т. е.знак опасности: руками не трогать.Прикрепляем наши картинки: вредные насекомые, опасные грибы и ягоды.

Воспитатель: Хвалю детей, говорю им спасибо, они хорошо справились, теперь, когда они пойдут в лес, будут соблюдать все правила безопасности.

Правила поведения на природе. Правила поведения для детей

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью. Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно

Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.

• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые расте­ния, яд которых не менее опасен, чем змеиный.

• С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты.

• Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.

• Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.

• Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.

• Если ты собираешься ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых.

• В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора и солнцезащитных очков — можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотри прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени — у тебя от этого может ухудшиться зрение.

Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!

• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы.

• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения на воде для школьников. Полезные советы и рекомендации для детей

Правила поведения на болоте. Полезные советы и рекомендации для детей

Правила поведения в воде и возле водоёмов. Правила для школьников

Правила пожарной безопасности на природе для школьников

Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Основные правила поведения в лесу

Сохранность природы – долг каждого, кто хоть раз заходил в очаровательные чащи или отдыхал подле цветочных полян. Правила отдыха на природе в лесу достаточно всеобъемлющие

Внимание стоит обращать на заповедники, территории повышенной пожароопасности, местности с нестабильной почвой или территорию диких зверей

Видовое разнообразие — это хороший признак здоровой экосистемы. Однако, это также и опасность для отдыхающих. Нападение представителей потревоженной фауны способно превратить любой отдых в негативный опыт.

Во избежание подобного, были созданы правила безопасного поведения в лесу. Их соблюдение напрямую влияет на вашу жизнь. Впрочем, столкнуться с агрессивно настроенными животными будет сложно ввиду того, что по обыкновению они стараются обходить стороной человека, и опасность представляют только изголодавшиеся хищники.

В то же время, самые тихие представители флоры несут куда более реальную и ощутимую угрозу. Незнакомые кустарники, странные цветы, аппетитные с виду грибы. Это разнообразие не должно обманывать глаз. Дело в том, что в природе распространены различные виды ядовитых или токсичных для человека растений, например, волчья ягода, белладонна или жимолость. Эти названия могут звучать для вас впервые, но перечисленные растения являются довольно опасными при контакте с ними. Опасность для аллергиков представляют периоды цветения и опыления растений. Зная, как вести себя в лесу, вы сможете избежать опасных для жизни инцидентов, несчастных случаев и непредвиденных обстоятельств, способных навредить здоровью.


Рисунок 1. Отправляясь в лес, помните о хрупкости природы

Санитарами чащи, которые занимаются тем, что разлагают токсины, можно назвать грибы. Эти непримечательные «жители» у корней и близ трухлявых пней, на первый взгляд, выглядят достаточно безобидно. Грибы выполняют функцию по переработке токсинов, установлением химической коммуникации между растительностью, регулировкой состава почвы. По своей натуре, этот вид вбирает окружение, словно губка, что делает их весьма опасными для употребления, если поблизости есть что-то токсичное. К примеру – остатки процесса разложения пластика или же гниль. Употребление таких лакомств способно положить в больничную койку практически любого. При несоблюдении процедур детоксикации возможен даже летальный исход. Чтобы приготовить грибной суп на природе, почитайте вначале, представляет ли этот конкретный гриб опасность. И даже после этого, проверьте, где он растет. Произрастающий близ потенциальных источников химического загрязнения подберезовик будет опасен. Съедобный гриб, окруженный ядовитыми, также впитает их токсины.

Правила безопасности в лесу

Отдых на природе нельзя сравнить ни с каким другим. Особенно среди друзей и близких. Чтобы поход завершился успешно следует:

поставить известность о походе кого-то, кто остался дома (оставить маршрут передвижений);
иметь при себе компас, часы, ножик, спички;
суточный запас воды и еды;
одеться в яркую одежду (лучше со светоотражательной полосой);
в самом начале составить маршрут и строго ему следовать;
обращать внимание на предупреждающие знаки;
иметь при себе медикаменты первой необходимости, перевязочный материал;
разводить огонь на некотором расстояний от деревьев;
после привалов тщательно тушить огонь, убрать мусор (в том числе стеклянную тару, осколки), закопать остатки продуктов.

В лесу не человек хозяин, а дикие звери и птицы. Чтобы не нарушить покой или не стать их добычей нужно внимательно наблюдать за их поведением. Пытаться с ними близко общаться опасно. Также нельзя им предлагать человеческую еду. Что для людей привычно для диких зверей может быть опасным вплоть до летальности. Нужно иметь в виду, что они не знают об опасности синтетических материалов и спокойно съедают пластиковые пакеты и другие предметы. Это для зверей неприемлемо.

Безопасность участников заключается в правильном поведении. Не будет лишним организатору провести инструктаж по безопасности в лесах. Ознакомить всех с основными правилами, так как не каждый найдет время сделать это самостоятельно.

Отдельно нужно выделить зимние вылазки в лес. Кроме летних угроз зимой есть опасность замерзнуть. Поэтому к базовым правилам добавятся новые меры:

  1. Одежда должна защищать от холода.
  2. Обязательно иметь при себе термос с горячим напитков (кофе, чай).
  3. Для привала выбрать защищенное от ветра место.
  4. Правильно разжечь костер. Если наст неглубокий, нужно вырыть ямку, если глубокий, под будущий костер следует выложить настил из веток, бревен.
  5. Спальное место должно находиться не ближе 30 см от огня.

Правила безопасности в лесу для детей

Взаимодействие ребенка с природой очень важно для будущей жизни. Чем раньше состоится их знакомство, тем органичнее будет общение

Главное родителям быть рядом с ребенком, особенно если он дошкольного возраста.

Подробный инструктаж о поведении в лесу следует провести еще дома, потом повторять основные моменты в течение всей прогулки. Детская память хорошая. Услышанные правила поведения запомнятся на всю жизнь. Безопасность детей превыше всего. Ребенок не должен:

  • отходить от взрослых;
  • брать в рот найденные плоды (грибы, ягоды и т.д.);
  • без надобности громко шуметь;
  • в условиях дождя с громом пользоваться сотовым телефоном;
  • ворошить муравейники, разорять птичьи гнезда, то есть наносить вред природе;
  • контактировать с лесными обитателями, они могут нанести увечья либо заразить болезнью;
  • кормить зверей с рук.