Пассионарность что это такое простым языком

Содержание материала

Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства

Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания — как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Для Гумилёва «этногенез» и «этническая история» — понятия не идентичные. Этногенез — это не только начальная стадия этнической истории (как это обычно понимается в этнографии), а четырёхфазный процесс: возникновение, подъём, упадок и умирание этноса. Гумилёв утверждает всеобщий характер этого развития — и в природе, и в истории. По Гумилёву, этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Таким толчком, импульсом Гумилёв считает особый вид энергии, своего рода «страсть», которую в отличие от обыденного толкования предлагает называть «пассионарностью» и которая есть «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое».

По Гумилёву:

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

  • может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми;
  • независима от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека;
  • не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие;
  • не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её движение в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

«Жажда действия, толкавшая юношу в кровавую сечу, вызывала в его сверстницах восторг, который они выражали способом, для них доступным. И в эпохи высокого пассионарного напряжения общественное мнение за это девиц не осуждало слишком строго; ханжество пришло вместе с остыванием пассионарности».

Вслушаемся и в такие слова:

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Пассионарность по Гумилёву

Появление слова «пассионарность» в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. «Пассионарная теория этногенеза» Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от «подъема до «реликтовой фазы», когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.

По Гумилёву, пассионарность можно представить как шкалу, на одном конце которой находятся пассионарии, а на другом — субпассионарии, т.е. люди, которые являются полной их противоположностью: абсолютно равнодушные к каким-либо жизненным проявлениям, живущие ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей бродяги, пьяницы, преступники.

Посередине шкалы между пассионариями и субпассионариями располагаются гармонические личности — гармоники, каких болишинство. Их стремление к свершениям и инстинкт самосохранения находятся в равномерной пропорции. Именно от соотношения пассионариев и субпассионариев каждого этноса зависит будущее народа и ход истории.

Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.

Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.

(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные «толчки» порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

Смотреть значение Пассионарность
в других словарях

Пассионарность
— — термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.Политический словарь

Пассионарность
— (нем.) — в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) — особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)……..Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения
— — избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.Исторический словарь

Главная » Общение с девушкой » Пассионарная управляемость молодежи пример. Что такое пассионарность? Значение слова. Пассионарии в истории

По каким признакам человека можно назвать пассионарием?

Человек данного типа всегда выделяется смелостью своих взглядов и умением служить во благо обществу. Он как бы создает энергию для общественного развития, а не растрачивает ее, как это делают обычные потребители.

Таким образом, рассмотрев термин «пассионарность», значение которого исходит из теории этногенеза, можно сделать вывод о том, что люди этого типа, как правило, вступают в конфликт с обществом.

Они сознательно идут на этот конфликт, завершают его, собирают вокруг себя единомышленников и создают либо новое религиозное учение (как это сделал пророк Мухаммед), либо новый этнос (примеров этого огромное количество в истории человечества).

Что значит пассионарный человек

Такую личность называют «пассионарий». Это герой по натуре, которого ничего не может остановить на пути к выполнению своей миссии. Простой образ жизни его не привлекает. Страдания, трудности, лишения — это его стихия.

Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.

Пассионарий может обладать даже минимальными способностями, может быть высоким и низким, уродливым и прекрасным — абсолютно любым, но обязательно — неравнодушным и энергичным.

Научная концепция пассионарности

Фактически пассионарность можно рассматривать как свойство психики человека, настроенного на создание совершенно новых общественных отношений. Почему рождаются такие люди, автор теории этногенеза объясняет в своих многочисленных научных работах. Много книг посвятил своему открытию Л. Н. — это своеобразный ключ к пониманию его научной концепции.

Итак, ученый на основе методологического анализа различных источников, используя методы логики и синтеза, приходит к выводу о том, что любой этнос представляет собой не только социальное, но и биологическое явление. Этнос рождается, живет и умирает под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. При этом каждый этнос устанавливает свои отношения с окружающей его средой. Кратко рассмотрим эти отношения, которые назовем характерологическими признаками его жизни.

Источники

  • Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993.

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы

Смотреть что такое «Пассионарий» в других словарях:

Сущ., кол во синонимов: 1 лидер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

пассионарий
— пассион арий, я … Русский орфографический словарь

Я; м. и ж. Книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Энциклопедический словарь

пассионарий
— я; м. и ж.; книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Словарь многих выражений

СФИНКС, или ПАССИОНАРИЙ
— в Посвящениях малых в Каббале наименование пятой ступени космического посвящения. Этот человек еще не до конца понял и увидел свою космическую программу, но он уже явственно ощутил ее космическое происхождение и внутренне принял ее этику,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎ … Википедия

Пассионарии в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде… … Википедия

Книги

  • Лев Гумилев: Судьба и идеи , Сергей Лавров. Книга посвящена драматичной судьбе и научному творчеству выдающегося отечественного историка, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилева. Центральную часть ее занимает работа президента…
  • Команданте Чавес. Его боялась Америка , Виктор Чернов. Смерть Чавеса вспыхнула над миром радугой его бессмертия. Он появился из магмы латиноамериканского континента. Он — слиток, родившийся из огненного вулкана. Он — индеец, в чьих жилах бушует…

Значение слово «пассионарный» неизвестно широкому кругу людей. Тем не менее, оно нередко мелькает в телевизионных передачах и некоторых средствах массовой информации, когда речь идет об известных личностях или истории государств. Поэтому неудивительно желание любознательного человека разобраться в том, что означает слово «пассионарный». В этом поможет информация, изложенная в данном обзоре.

Этнические системы[ | код]

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системы | код

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов | код

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 1214 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемы | код

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 1214 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Отрывок, характеризующий Пассионарии

Пассионарий

Пассионарии
(люди энергоизбыточного типа) — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

В контексте определение используется как предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти
.

Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт

Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским

В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.

Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.

Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).

Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.

Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов

Этнические системы и их формы

В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.

По его утверждению они представляют собой:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособления человечества к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем.
  4. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы, которые постоянно эволюционируют.
  7. Структуры, сложенные по иерархической системе.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

  1. Суперэтнос – наиболее крупная форма, которая состоит из совокупности нескольких этносов. Объединяющим фактором выступает стереотипное поведение, которое основывается на особенностях мировосприятия, что определяет отношение его членов к фундаментальным вопросам жизни (например, европейский, мусульманский, римский суперэтносы).
  2. Этнос – находится на втором месте в иерархии этнических систем и широко известен под названием «народ». Объединяющим фактором является стереотипное поведение (национальный характер), основанное на связи сообщества с местом развития, которое включает в себя также язык, религию, политическое и экономическое устройство.
  3. Субэтнос, консорцию и конвиксию – разновидности этноса, где объединяющей силой является сильная привязанность к определенной местности и общему быту (например, казаки, старообрядцы, поморы и т.д.).

Рисунок 2. Иерархия этнической системы

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

https://youtube.com/watch?v=kY6DeS9nfDc

Поделиться

  • 60

29.03.2019
15 900

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:

  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д»Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Примечания [ | ]

  1. Гумилев Л. Н.
    // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..

  2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет »: «В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг неё сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными».

  3. http://antropogenez.ru/interview/717/

  4. В.Кореняко. К критике концепции Л. Н. Гумилева : «В России критиков Л. Н. Гумилева гораздо меньше, чем его почитателей. Западноевропейская и американская научная литература дает прямо противоположную картину».

  5. Дугин А. Г.
    Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.

  6. http://penza-psychology.ru/fileadmin/user_upload/facults/psyhology/documents/пособие1.pdf

  7. И. С. Шишкин. Три статьи из газеты «Завтра»

  8. Кралюк П.
    Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории» . — «День», № 72, 19 апреля 2003 года.

  9. Антонов А.
    Фольк-хистори Архивировано 13 апреля 2003 года. . — anton2ov.spb.ru, 2003.

Пассионарий

Пассионарии
(люди энергоизбыточного типа) — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

В контексте определение используется как предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти
.