Методика проведения экскурсий

Содержание материала

Трипстер

Трипстер сейчас один из самых популярных сайтов с местными гидами.

С генеральным директором Трипстера у нас есть интервью.

Мне нравится, что можно забронировать экскурсию по интернету еще до отъезда и обсудить с гидом, что и как будем смотреть.

Программа у каждого гида своя. Её тщательно готовят и подбирают места. Но всегда можно попросить что-то добавить или скорректировать маршрут так, как вам хочется.

Количество гидов постоянно растет. В популярных туристических городах вы точно подберете для себя экскурсию.

Сами гиды – это, в основном, любители. То есть, просто местный житель, который придумал интересную программу и зарегистрировался на сайте. Стать гидом может любой, но модерация на сайте серьезная. Чтобы зарегистрировать экскурсию, нужно все серьезно проработать.

Экскурсии на Трипстере проходят индивидуально или для маленьких групп (для семьи, например). Каждый гид указывает максимальное количество человек в группе. Но они недешевые.

Еще у Трипстера есть сервис вопросов и ответов на тему путешествий.

Как найти и забронировать экскурсию

Это главная страница сайта Трипстер. Вводите желаемый город в любое поле – они одинаковые

В своей поисковой строке Трипстер понимает названия городов, стран и отдельных достопримечательностей. Когда вы начнете что-то писать, он сразу будет показывать вам варианты.

Далее выбираем экскурсию.

На карточке экскурсии может быть пометка «Индивидуальная». Это значит, что экскурсия будет только для вас или вашей компании

Еще на Трипстере бывают групповые экскурсии. Они, как правило, дороже.

Обратите внимание — цена у групповых экскурсий обычно указана за человека, а у индивидуальных – за экскурсию. Нажимаем на карточку и попадаем на страницу с подробным описанием экскурсии

Там есть такое поле:

Нажимаем на карточку и попадаем на страницу с подробным описанием экскурсии. Там есть такое поле:

Здесь как раз видно, что цена указана за всю экскурсию, а не за человека. На календаре видны свободные даты – зеленые

В календаре бывают дни с оранжевым уголком — это дни со скидками. Размер скидки указан справа на таком же оранжевом фоне. В данном примере – 32%.

У одного гида может быть несколько экскурсий. Чтобы их увидеть нажмите сюда

Рейтинг гида – это не то же самое, что рейтинг экскурсии. Если вы выбрали новую экскурсию без отзывов, посмотрите на рейтинг гида или рейтинг других экскурсий.

Нажимаем на кнопку «Заказать» или на дату в календаре.

Если нажали «Заказать», то попадаете сюда. На этой станица справа внизу будет важная информация об условиях возврата денег

На этом этапе можно написать гиду и что-то обсудить или спросить.

Нажимаем «Продолжить».

После этого появится форма, в которую нужно ввести ваши данные: фамилия, имя, электронный адрес и телефон. Проверьте, верно ли стоит дата экскурсии и укажите, сколько будет человек.

Это условия бронирования на Трипстере

Чтобы бронь оставалась за вами, нужно оплатить 20% стоимости экскурсии на сайте. Остальное отдадите гиду после экскурсии. Готовьте наличные или договаривайтесь о переводе через мобильный банк (лучше уточнить это заранее).

Есть еще вот такой совет от сайта

Трипстер, на мой взгляд, лучший сайт, где можно найти хорошие экскурсии от местных гидов.

Шаг 3: Разработка маршрутов и продвижение бизнеса

На сайте и в группе вконтакте, посвященной вашему бизнесу, обязательно должна быть информация:

  1. о маршруте (краткий обзор памяток, которые вы собираетесь посетить с экскурсантами);
  2. длительность маршрута и его протяженность;
  3. прогноз погоды;
  4. советы для неопытных туристов ( например напоминание о том, как одеться по погоде, какую обувь выбрать, что взять с собой, планируется ли посещение заведение общепита или необходимо взять обед с собой);
  5. цена экскурсии со взрослого/ребенка;
  6. на какую возрастную категорию рассчитана экскурсия;
  7. указывайте свои контакте и напоминайте людям, что на экскурсию необходимо записываться заранее;
  8. время начала экскурсии.

Например:

Здесь кнопками являются:

  1. Тема.
  2. Формат.
  3. Гид (с указанием ФИО и пола).
  4. Дата.
  5. Наличие мест.
  6. Стоимость мероприятия.

Хорошую отдачу даст размещение кликабельных полноразмерных фото, которые наиболее ярко проиллюстрируют ту или иную тематическую экскурсию. Клиенту также удобно искать понравившийся тур по ключевым словам. Допустим таким: “Есенин”, “Булгаков”и другие.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает  и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.)

Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Экотуризм

В последние годы популярность набирает бизнес на экотуризме. Городские жители устают от суеты и хлопот, стремятся выбраться на свежий воздух и насладиться природой. Так и появляются предприниматели, которые могут предоставить комфортное жилье в аренду и организовать досуг туристов. 

Экотуризм предполагает погружение городских жителей в атмосферу, которая кардинально отличается от их обычной жизни. То, что для деревенских – обычное дело, для горожанина – развлечение и экзотика. 

Идея прибыльная и перспективная, но имеет и определенные сложности. 

  • Во-первых, не в каждой деревне можно основать такой бизнес. Одним комфортным жильем туристов не привлечешь. Хорошо, если в деревне есть чистое озеро, красивый лес или другие интересные места. 

  • Во-вторых, эта идея подходит владельцам нескольких домов с удобствами, красивого большого приусадебного участка. 

  • В-третьих, необходимо продумать, как организовать досуг туристов (экскурсии, рыбалка, развлечения и т.д.). Поэтому лучше начинать такое дело, когда уже есть соответствующие ресурсы. Если стартовать с нуля, потребуется много средств и времени. Подробные расчеты по открытию агроусадьбы, занимающейся организацией досуга посетителей, можно прочитать здесь.

И все же главное – предприимчивость. Вы можете даже с минимальным капиталом открыть бизнес в этой сфере. Например, предложить рыбалку, сбор грибов и ягод, плавание на лодках, велосипедные прогулки и туры, курсы по выживанию, фотоэкскурсии и т.д. Также вы можете рассмотреть корпоративную нишу, совместив экотуризм с бизнес-тренингами.

После мероприятия

Передать детей родителям или дежурному учителю. Лучше всего довозить детей до школы — эту точку знают все родители и легко смогут забрать детей. Если школа работает, можно оставить детей под ответственность охранника или дежурного администратора. Не желательно отпускать детей без присмотра: если родители берут на себя ответственность, заранее заручитесь их согласием в письменной форме. После поездки лучше еще раз измерить у детей температуру тела. 

Отчитаться перед директором. Это не мелочь — руководителю будет спокойнее, если он будет знать, что мероприятие прошло по плану и все дети и педагоги в порядке. 

Документы и лицензии

Российское законодательство не требует получения лицензии для проведения экскурсий. Обязательной является регистрация предпринимательства в налоговой инспекции. Для этого вида деятельности подходит ИП.

Для осуществления деятельности в выбранном направлении необходимо подготовить пакет документов:

— Договор с транспортной фирмой на перевозку клиентов. — Подробный договор на предоставление услуг. Его следует составить с опытным юристом. Укажите все предложения по экскурсиям, план действий, перечислите все свои обязательства и те моменты, за которые ваша компания ответственности не несет. — Для получения разрешения на ведение деятельности вам необходимо оформить должностную инструкцию для сотрудников. В документе подробно описываются служебные обязанности для каждой должности, план действий в случае возникновения внештатной ситуации. — Сформируйте список достопримечательностей, с которыми вы можете ознакомить клиентов. Также, необходимо несколько вариантов маршрутов. — Создайте памятку для клиентов. В ней кратко и емко опишите маршруты, свои предложения и возможности для развлечений.

Во избежание проблем с контролирующими органами оформите договора с каждым сотрудником. На начальном этапе вы можете не вводить экскурсоводов в штат и работать с ними на договорной основе, но все должно быть оформлено документально и в полном соответствии с законодательством.

Экскурсия: «Кто построил дом?» (пример)

Учебно-воспитательные задачи:

— знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;

— знакомить учащихся со строительными материалами;

— нацеливать учащихся на выбор различных профессий;

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

— рисунки с фрагментами строительных работ;

— загадки и рисунки со строительной техникой;

— фотографии с видами города.

Ход экскурсии.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы, целей задач экскурсии.

3. Беседа в классе.

Словарные слова: стройка, строитель, экскаватор, башенный кран, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор, копёр.

Сегодня мы с вами проведем экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе, и какие материалы используют при постройке дома.

Прежде чем построить дом, необходимо подобрать место для строительства дома. Потом с помощью землеройных машин (бульдозеров, грейдеров, скреперов, экскаваторов) производят планировку поверхности строительной площадки, прорывают траншеи для укладки в них наружных сетей канализации, водопровода, газа, электричества и телефона. Архитекторы разрабатывают чертежи будущего дома, И вот на строительную площадку приходит: «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, землю рою и тащу»,

Да, это экскаватор, который роет котлован и траншеи – под подвальные помещения и фундаменты. Если грунт слабый, здание устанавливают на железобетонные сваи, которые забивают и с помощью сваебойной машины – копра. В траншеи укладывают сборные фундаментные блоки и делают стены подвалов. На стены подвалов укладывают железобетонные плиты перекрытий – это приступили к работе каменщики. В этой работе каменщикам помогает – угадайте что? «Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?» Да это подъемный кран. Управляет этой машиной крановщик, а груз подготавливают для подъема стропальщики. Сварщики скрепляют между собой блоки и панели, сваривают арматуру для бетонных работ.

По окончании подземных строительных работ переходят к возведению наземной части здания. В зависимости от типа здания устанавливают крупные блоки или панели наружных или внутренних стен, перегородки, оконные и дверные блоки, укладывают плиты или панели перекрытий, сборные лестничные марши, крышу. Здания также могут возводить из кирпича или другого строительного материала.

Наряду с общими строительными работами ведутся специальные работы по устройству и монтажу сети водопровода и канализации, системы отопления, монтируются газопроводы, прокладываются линии электроосвещения, радио, телефона.

Завершающий этап строительства – это отделочные работы: штукатурные, малярные, плиточные, стекольные, обойные, устройство пола и его отделка.

Все трудоемкие виды работ при строительстве теперь механизированы. Операции по подъему сборных строительных конструкций производят с помощью башенных и автомобильных кранов и других подъемных машин и механизмов. Большинство других строительных работ также механизировано. Таким образом, технология строительного производства складывается из ряда производственных процессов. К ним относятся: земляные, буровые, взрывные работы, свайные, каменные, деревянные, бетонные и железобетонные работы, монтаж строительных конструкций, кровельные, гидроизоляционные, теплоизоляционные, отделочные работы.

Перед выходом на экскурсию педагог проводит с детьми беседу по технике безопасности, правилам поведения на объекте.

4. Посещение объекта.

В процессе посещения объекта дети должны ответить на вопросы:

— Какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?

— Рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?

— Какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?

5. Итог экскурсии. Педагог проводит обобщающую беседу по контрольным вопросам.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились. 

  1. На один автобус предполагается  количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается  ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих. 
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. 
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума. 
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути  возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Из неожиданного

Церковь в селе Юрьево

Кто много путешествует, тот знает, что как ни готовься к поездке, а каких-то нюансов и изменений в том, что запланировано не избежать.

Так, с первой группой мы забыли заехать в один из намеченных на маршруте пунктов. Просто заболтались и забыли. Это был небольшой поселочек, остановки там не предвиделось. Мы должны были просто проехать через него и поглазеть по сторонам. Вроде бы не такой уж значимый момент, но я его заявила в программе.

В качестве компенсации мы подъехали к незаложенной в маршруте пещере в живописном месте — обрыв, река, бесконечные дальние дали и красивые фотографии на фоне природы.

Я не знала ни об этом месте, ни о том, что там есть пещера. Это мне рассказали мои туристы, чему я была очень рада — люблю разведывать что-то новое.

Со второй группой в забытый в предыдущий день поселочек мы заехали, но к пещере уже не успели. Зато в этот раз в составе туристов было две девушки, которые родились в двух городах, включенных в маршрут. Они рассказали нам любопытные факты и нюансы.

Сезонный фактор

Экскурсию необходимо подобрать в соответствии со временем года. Если погода холодная или очень нестабильная, не стоит выбирать долгие прогулки по городу или поездки на природу.

Зимою младших школьников порадуют атмосферные экскурсии в Усадьбу Деда Мороза или на выставку елочных игрушек.  В моем городе зимой популярны выезды в Польшу на парад Санта Клаусов . Турфирмы включают в программу также экскурсию по городу, посещение крупного аквапарка, музеи, мастер-классы  и другие места по желанию.

Весна – подходящее время углубиться в биологию в Ботаническом саду. А близость 9-го мая – отличный повод посетить места славы и исторические музеи.

Где искать клиентов

Этот вопрос актуален для любого бизнеса. Чтобы ответить на него – нужно представить свою целевую аудиторию и подумать, где она находится, как ищет информацию и как принимает решение.

Каналы поиска клиентов:

Интернет и социальные сети. Большинство людей ищут информацию об экскурсиях через интернет. Для этого существуют сайты объявлений, специализированные сервисы по поиску экскурсовода, социальные сети, сайты-визитки и т.д.

Туристические агентства. Если этих ресурсов будет вам недостаточно, можно предложить сотрудничество туристическим агентствам.

Печатная реклама. Также позаботьтесь об оформлении рекламного материала. Восторженное описание тура – это хорошо, но человеку важна и картинка. Ничто не скажет о вашем туре красноречивее, чем яркие фотографии посещаемых мест. Добавьте к этому эмоциональные отзывы прежних клиентов – вот вам привлекательная реклама. Создавайте афиши с программой тура. Эти объявления можно расклеить по городу в людных местах (аэропорты, вокзалы, площади).

Реклама с автомобиля. Еще один вариант – проехаться на автомобиле с мегафоном и оповестить людей о вашей услуге. Такой способ часто используют на черноморском побережье. И, как показывает практика, это работает.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Местоположение

Большая часть работы экскурсионного бюро с клиентами проходит вне офиса. Но пренебрегать поиском достойного помещения не стоит – это визитка вашей компании. Где лучше всего расположиться?

Центр города не является обязательным требованием, да и для начинающего предпринимателя арендная плата может оказаться слишком высокой. Рассмотрите вариант взаимовыгодного сотрудничества с одной или несколькими гостиницами города. Администраторы гостиницы могут предлагать услуги вашего бюро гостям, буклеты с предложениями будут демонстрироваться возле стойки администратора. Гостинице, кроме наличия дополнительных услуг, можно предложить определенный процент от дохода с каждого привлеченного клиента. При наличии подобных договоров первые несколько месяцев деятельности знакомство с клиентами и организационные моменты будут происходить в холле гостиницы, с которой вы сотрудничаете, или расположенного поблизости кафе. Офисная техника может располагаться у вас дома.

В дальнейшем, ищите помещение в районах, наиболее посещаемых туристами. Это может быть здание возле крупной гостиницы, автостанции или вокзала, крупного торгового или развлекательного центра. Большое помещение вам не нужно, но оно должно быть комфортным. Удобная мебель, креативное оформление, фото достопримечательностей и довольных клиентов, наличие удобного подъезда для транспорта – вот и все требования к офису бюро экскурсий.

Работа над ошибками

Я в центре

В нашем путешествии все сложилось удачно. Нашлось столько желающих, что мне пришлось разбить тур на 2 дня — в субботу поехали 4 человека и в воскресенье 4 человека.

Все было замечательно, но в любом деле всегда можно найти, что исправить и сделать лучше. Я сделала себе пометку, что путешественникам нужно давать больше информации.

У нас был большей частью не экскурсионный, а обзорный тур. Он так и объявлялся: подъезжаем к нужной достопримечательности, смотрим, трогаем, щупаем, ходим вокруг, делаем фотографии и едем дальше. Я рассказывала все, что знала об этом месте, но мне показалось, что людям этого было маловато. Мои путешественники хотели знать больше.

Сделала для себя вывод на следующий раз: или нужно сразу договариваться с гидами, которые будут сопровождать группу в местах посещений, или самостоятельно более тщательно готовить экскурсионную программу.

Приглашение экскурсоводов в местах посещений имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы — интересная программа, рассказ специалиста с точными фактами и возможность расслабиться для сопровождающего.

Минусы — существенное удорожание тура и вопрос в организации экскурсии. Если она будет пешеходной, то люди могут быстро устать. Если автомобильной, то нужно оставлять место в авто для гида. А это минус один турист в машине.

Почитайте мою статью про поездку на машине в Териберку

Я считаю, что автомобильные путешествия — это прекрасно.

В моих последних поездках подобрались хорошие люди, мы чудесно отдохнули, много чего посмотрели и самое замечательное, что народ уже просится в новую поездку. И я очень рада этому — ведь таким образом путешественников в мире становится все больше и больше.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев

Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала

Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии — это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика — это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии

Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много

Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п

В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время

п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Подготовка к экскурсии

Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать

И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому

Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.

При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.

Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:

1. Название предприятия.

2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.

3. Современное оборудование, используемое в цехах.

4. Работники основных профессий предприятия.

5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?

6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?

7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.

Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.

Джипинг

Джипинг – это один из прибыльных вариантов заработать на своем авто, который представляет собой путешествие группы лиц по бездорожью на джипах по определенному заранее маршруту. Эта идея бизнеса идеально подойдет тем, кто проживает на территории городов и поселков, привлекающих большое количество туристов. В идеале – это побережье или горные районы.

В чем заключается суть идеи? Все очень просто. Если вы хорошо знаете леса, поля, горы тех мест, где проживаете, да еще и являетесь владельцем хорошего джипа, то вы можете организовать бизнес на внедорожных турах.

Для организации джипинга понадобится:

Внедорожник. Подойдет даже отечественный УАЗ, который отлично приспособлен для поездок по бездорожью. Вариант б/у обойдется в сумму около 100 000 рублей. При желании, можно красиво декорировать автомобиль

Например, некоторые раскрашивают его в какой-нибудь экзотический цвет («зебра», «леопард» или какой-нибудь яркий цвет), чтобы сразу же привлечь внимание потенциальных клиентов

Маршруты. Вам необходимо придумать несколько маршрутов по интересным местам. Каждый маршрут должен быть не менее 10-20 км и проходить через местные достопримечательности. Не лишним будет прокатить желающих по самым непроходимым лесам и болотам, добавив элемент экстрима, но тут уже все зависит от ваших водительских навыков.

Подробнее об открытии этого бизнеса можно прочитать здесь.

Требования, предъявляемые к контрольному тексту

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение – обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:

  • лаконичность,
  • четкость формулировок,
  • достаточное количество информационного материала,
  • полное освещение темы,
  • литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

Готовые работы на аналогичную тему

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст – это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст – это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.