Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками

Содержание материала

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

Скорость, время и расстояние связаны между собой очень крепко. Одно без другого даже сложно представить.

Если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние. Оно равно скорости, умноженной на время: s = v × t.

Задачка 1. Мы вышли из дома и направились в гости в соседний двор. Мы дошли до соседнего двора за 15 минут. Фитнес-браслет показал, что наша скорость была 50 метров в минуту. Какое расстояние мы прошли?

Как рассуждаем:

Если за одну минуту мы прошли 50 метров, то сколько таких пятьдесят метров мы пройдем за 10 минут? Умножив 50 метров на 15, мы определим расстояние от дома до магазина:

v = 50 м/мин

t = 15 мин

s = v × t = 50 × 15 = 750 м

Ответ: мы прошли 750 метров.

Если известно время и расстояние, то можно найти скорость: v = s : t.

Задачка 2. Двое школьников решили проверить, кто быстрее добежит от двора до спортплощадки. Расстояние между двором и площадкой — 100 метров. Первый школьник добежал за 25 секунд, второй за 50 секунд. Кто добежал быстрее?

Как рассуждаем:

Быстрее добежал тот, кто за 1 секунду пробежал большее расстояние. Говорят, что у него скорость движения больше. В этой задаче скорость школьников — это расстояние, которое они пробегают за 1 секунду.

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время движения. Найдем скорость первого школьника: для этого разделим 100 метров на время движения первого школьника, то есть на 25 секунд:

100 : 25 = 4

Если расстояние дано в метрах, а время движения в секундах, то скорость измеряется в метрах в секунду (м/с). Если расстояние дано в километрах, а время движения в часах, скорость измеряется в километрах в час (км/ч).

В нашей задаче расстояние дано в метрах, а время в секундах. Значит, будем измерять скорость в метрах в секунду (м/с).

100 м : 25 с = 4 м/с

Так мы узнали, что скорость движения первого школьника 4 метра в секунду.

Теперь найдем скорость движения второго школьника. Для этого разделим расстояние на время движения второго школьника, то есть на 50 секунд:

100 : 50 = 2

Значит, скорость движения второго школьника составляет 2 метра в секунду.

Сейчас можно сравнить скорости движения каждого школьника и узнать, кто добежал быстрее.

4 (м/с) > 2 (м/с)

Скорость первого школьника больше. Значит, он добежал до спортивной площадки быстрее.

Ответ: первый школьник добежал быстрее.

Если известны скорость и расстояние, то можно найти время: t = s : v.

Задачка 3. От школы до стадиона 500 метров. Мы должны дойти до него пешком. Наша скорость будет 100 метров в минуту. За какое время мы дойдем до стадиона из школы?

Как рассуждаем:

Если за одну минуту мы будем проходить 100 метров, то сколько таких минут со ста метрами будет в 500 метрах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно 500 метров разделить на расстояние, которое мы будем проходить за одну минуту, то есть на 100. Тогда мы получим время, за которое дойдем до стадиона:

s = 500 м

v = 100 м/мин

t = s : v = 500 : 100 = 5 м

Ответ: от школы до стадиона мы дойдем за 5 минут.

Специально для уроков математики можно распечатать или нарисовать самостоятельно такую таблицу, чтобы быстрее запомнить и применять формулы скорости, времени, расстояния.

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста

Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д

до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на о и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять)

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на о (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д

Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

  1. Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

    Нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные цифры

  2. Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

    Вначале взрослый показывает «дневной» час, а затем, отгибая окошко, демонстрирует «ночной»

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Определение времени по звездам, животным и цветам

Еще один метод — наблюдение за звездами. Они могли с точностью показать время. Звезды имеют определенную цикличность. С их помощью могли в древности определить день года. Также раньше древние жители наблюдали за растениями и животными. С их помощью определяли время года. Так, например, цветки растений открываются и закрываются в определенное время. Некоторые виды цветов раскрывались именно утром, а закрывались они вечером.

Основываясь на этих принципах, в древности определяли время года и суток. Также пение птиц человеку помогало узнать время, так как, к примеру, жаворонки начинали петь в два часа ночи. Всем известно, что пение петуха чаще всего происходит в утреннее время. Поэтому с помощью этой птицы определяли, что наступило утро. Для жителей деревни петух считался главным «определителем». С его криком люди вставали пораньше и месили тесто. Для жителей в древности не стоял вопрос, как определить время, им подсказывала сама природа. И это для них было выше всего.

Определение времени по звездам, животным и цветам

Еще один метод — наблюдение за звездами. Они могли с точностью показать время. Звезды имеют определенную цикличность. С их помощью могли в древности определить день года. Также раньше древние жители наблюдали за растениями и животными. С их помощью определяли время года. Так, например, цветки растений открываются и закрываются в определенное время. Некоторые виды цветов раскрывались именно утром, а закрывались они вечером.

Основываясь на этих принципах, в древности определяли время года и суток. Также пение птиц человеку помогало узнать время, так как, к примеру, жаворонки начинали петь в два часа ночи. Всем известно, что пение петуха чаще всего происходит в утреннее время. Поэтому с помощью этой птицы определяли, что наступило утро. Для жителей деревни петух считался главным «определителем». С его криком люди вставали пораньше и месили тесто. Для жителей в древности не стоял вопрос, как определить время, им подсказывала сама природа. И это для них было выше всего.

Обучающие часы для детей

Детям следует объяснять, как научиться понимать время, на часах, которые наиболее понятны для их восприятия.

Требования к циферблату

Для того чтобы малыш смог все понять, нужно найти подходящий циферблат или сделать таковой самостоятельно

При этом должны быть соблюдены следующие требования:

  • Должен быть полным.
  • Цифры и деления лучше распечатать крупными и заметными.
  • Стрелки должны заметно различаться внешне.
  • Должна присутствовать возможность нанесения пометок на покрытие циферблата.
  • Стрелки должны хорошо двигаться.
  • На первых этапах обучения секундная стрелка должна отсутствовать во избежание большей путаницы.

Самостоятельное изготовление обучающих часов

Часы, сделанные вручную, являются отличным вариантом для обучения. Во-первых, их не страшно испортить. Во-вторых, всегда можно сделать новые. В-третьих, их можно адаптировать под индивидуальный прогресс в данной сфере.

Процесс изготовления циферблата своими руками состоит из нескольких этапов:

  • Вырезать заготовки из картона (непосредственно сам круг-циферблат и стрелки).
  • Прикрепить стрелки к циферблату таким образом, чтобы они спокойно двигались (проделать три дырочки и в отверстие вставить специальный металлический предмет-фиксатор).
  • При помощи циркуля начертить деления по периметру круга.
  • Написать значения делений.
  • Украсить рисунком или просто сделать разноцветным.

Интерактивное табло

В настоящий момент существует огромное количество различных интерактивных часов, призванных облегчить изучение времени. Это и онлайн-тренажеры, и специальные электронные игрушки, и приложения на мобильный телефон, персональный компьютер или планшет, используется и русский, и английский язык.

Интерактивное табло полезно

Использование гаджетов способно значительно повысить интерес к этому процессу, сделать его более разнообразным и наглядным. Приложения позволяют в формате игры закрепить полученные навыки. С другой стороны психологи и детские педагоги рекомендуют сначала проводить процесс обучения «по старинке», чтобы малыш приобрел базовые знания о технике определения на основе классического шаблона, прошел путь движения стрелок руками, проговорил весь процесс. В последующем же использование интерактивных приспособлений это отличный вариант тренировки закрепления полученных навыков, который позволит снизить уровень сопротивляемости крохи процессу обучения и научит его полезнейшему навыку в игровой и ненапряженной для родителей форме.

https://youtube.com/watch?v=23DtI9GKs30

Процесс изучения времени довольно сложен. Начинать стоит еще в дошкольном возрасте, так как этот навык необходим для формирования полноценной, ответственной и пунктуальной личности. Он поможет научиться планировать свое время, быть более организованным, послужит одной ступенькой к взрослой жизни. Учить определять время нужно постепенно и в несколько этапов, используя комбинированные методики.

В каком возрасте ребёнок готов понимать время

Очевидно, что ребёнку лучше всего разобраться с определением времени по часам до того момента, когда он пойдёт в школу. Хорошо, если малыш сам проявит интерес к данной теме, задавая маме вопросы: «А 10 минут — это очень долго?», «Как скоро мы пойдём гулять» и пр.

Замечательно, если ребёнок сам проявляет интерес к теме времени, устройству часов, задаёт родителям соответствующие вопросы

Прежде чем приступить к обучению, родители должны дать крохе общие представления о времени (как оно движется, что такое прошлое, настоящее и будущее, время суток).

Кроме того, чтобы понять, как устроены часы, ребёнок должен уметь считать до 60 и знать, как пишутся указанные числа. Также будет замечательно разобраться в счёте пятёрками и десятками (это необязательно, но будет просто идеально).

Поэтому конкретный возраст, с которого нужно начинать учиться определять время по часам, нельзя назвать однозначно (каждый ребёнок индивидуален, равно как и темпы его развития). Кто-то бывает готов к этому уже в 5 лет, кто-то только в 7 лет.

Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?

Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени. Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.

Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:

  • Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
  • Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять


Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее После того, как ребенок научился считать, можно переходить к непосредственному изучению времени. Для этого:

Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут

Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка

Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует

После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа


Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.

Когда начинать учить ребенка определению времени

Для дошкольника понятие «время» абстрактно. Его нельзя потрогать руками, попробовать на вкус, услышать. При этом оно играет очень важную роль в жизни людей. Ведь мама часто говорит: «Надо торопиться, у нас мало времени» или «Придет время, ты станешь старше, и тогда поймешь».

«Что за зверь такой – это время?», — начинает появляться интерес у малышей. И вот именно тогда, когда этот интерес появился, наступает момент, когда можно научить ребенка понимать время по часам.

Процесс поэтапный. Сначала необходимо дать знания о временах года, временных интервалах, затем о часах, о цифровом циферблате и т.д. Но…обо всем по порядку.

С полутора лет у малыша начинается речевое отражение категорий времени: сейчас, сначала, теперь, потом. Именно взрослые, находящиеся рядом с ребенком, помогают выделять эти признаки, которые в совокупности создают образ времени. Дети 6 – 7 лет уже активно пользуются временными наречиями.

Временные понятия даются ребенку в соответствии с возрастом и соразмерно тому, что он способен усвоить:

  • 1-3 года – различает время суток: день, ночь.
  • 3-5 лет – ориентируется в понятиях вечер, утро; различает времена года: зима, лето.
  • 5-7 лет – определяет по сезонным изменениям весну, осень; различает единицы измерения времени (часы, минуты, секунды); различает его течение (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

Следовательно, начинать обстоятельное знакомство с часами со стрелками следует после 5 лет.

Параллельно необходимо развивать «чувство времени» – способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Это качество пригодится ребенку при обучении в школе.

Определение времени по Солнцу и компасу

Сразу запомните, что Солнце перемещается по небу со скоростью 15 градусов в час. Для того чтобы определить время по компасу измеряем, азимут на солнце, допустим, он равен 90°. Потом 90° надо разделить на 15° в час, получим 6.

Для России необходимо учитывать декретное время, т.е. прибавлять 1 час, кроме того сейчас практически во всех странах северного полушария на летний период введится летнее время, т.е. прибавляется еще один час.

Значит плюс один час (декретное время) и получаем 7 часов. Или, например, азимут на Солнце составляет 180°, значит время будет составлять 12ч + 1ч(на декретное время) =13ч.

Способы определения сторон света с помощью часов

Несмотря на то, что часы не часто используют для определения сторон света, существует достаточно много способов ориентирования на местности по часам.

Ниже мы рассмотрим самые популярные и точные из них, чтобы критической ситуации вы смогли найти дорогу домой даже в абсолютно незнакомой местности.

По солнцу и часам

Ориентирование по солнцу и часам считается одним из самых точных и идеально подходит для тех, кто оказался в незнакомой местности без компаса или других средств (рисунок 3).


Рисунок 3. Часы проще всего использовать для определения сторон света в солнечную погоду

Ориентирование по солнцу с помощью наручных часов осуществляется в такой последовательности:

Разместите циферблат прибора так, чтобы часовая стрелка показывала четко на Солнце

Очень важно следить за тем, чтобы стрелка всегда указывала в этом направлении, иначе полученные данные будут неверными.
Далее нужно рассчитать угол, образовавшийся между часовой стрелкой и отметкой 12 часов на циферблате. Делим полученный угол пополам.
Линия, разделяющая полученный угол, будет указывать на юг

При этом важно учитывать время суток, в которое проводятся измерения. До полудня юг будет располагаться только с правой стороны, а после полудня – с левой.

Этот метод очень хорошо работает на практике, но, поскольку ориентирование осуществляется с помощью солнца, использовать его можно только в светлое время суток.

По часам со стрелками

Обычные наручные часы со стрелками – лучший экстренный способ ориентирования

Но для точного определения сторон горизонта, крайне важно правильно расположить циферблат часов


Рисунок 4. Обычные часы можно использовать как компас

Чтобы угол, поделенный пополам, а точнее, его разделяющая линия, точно показывала направление, нужно сделать следующее:

  1. Часовая стрелка должна быть направлена четко в сторону Солнца. Только в таком случае можно будет четко измерить угол между стрелкой и пролегающей тенью.
  2. Разделение полученного угла пополам поможет определить южное направление. Если все измерения были проведены точно, выбраться из незнакомой местности будет легко.
  3. Если вы никогда раньше не ориентировались подобным способом, но в ближайшее время собираетесь в путешествие, лучше провести тестирование, например, на даче.

Основное преимущество такого метода в том, что его можно использовать в любом месте и в любое время. Компас не всегда будет под рукой, а вот наручные часы есть у любого путешественника.

Используем часы как компас

Ориентирование на местности по часам, как по компасу достаточно простое. Но, если у вас нет под рукой компаса, ориентирование можно провести и с помощью обычных механических часов (рисунок 4).

Чтобы проложить маршрут в темное время суток, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. В первую очередь нужно дождаться, пока взойдет Луна, а затем визуально следует разделить полный лунный диск на шесть равных частей.
  2. Далее определяем, какие из них находятся в зоне видимости в данный момент.
  3. Теперь переходим к главным действиям по ориентированию. Если лунный диск находится в фазе роста, нужно отнимать деления, а если Луна убывает, то прибавляем.

Все дальнейшие действия по определению сторон света остаются прежними, и действовать следует точно так, как и при ориентировании в светлое время суток.

Определение сторон света по часам в лесу

Ориентирование в лесу имеет свои особенности. Сложность состоит в том, что лес не дает полноценного обзора местности. Это осложняет ориентацию и прокладывание маршрута в незнакомой местности (рисунок 5).

В лесу ориентирование по часам осуществляется точно так же, как и на открытом пространстве. Циферблат часов располагается так, чтобы часовая стрелка указывала четко на солнце. Теперь смотрим на цифру 12: ее тень в комплексе с минутной стрелкой должны образовать угол. Именно эта линия будет указывать южное направление. Соответственно, север будет располагаться на противоположной стороне, а запад и восток – по правую и левую стороны.


Рисунок 5. Часы могут стать незаменимым средством ориентирования в лесу

Детальная инструкция по ориентированию на местности по часам приведена в видео.

Способы определения сторон света с помощью часов

Несмотря на то, что часы не часто используют для определения сторон света, существует достаточно много способов ориентирования на местности по часам.

Ниже мы рассмотрим самые популярные и точные из них, чтобы критической ситуации вы смогли найти дорогу домой даже в абсолютно незнакомой местности.

По солнцу и часам

Ориентирование по солнцу и часам считается одним из самых точных и идеально подходит для тех, кто оказался в незнакомой местности без компаса или других средств (рисунок 3).


Рисунок 3. Часы проще всего использовать для определения сторон света в солнечную погоду

Ориентирование по солнцу с помощью наручных часов осуществляется в такой последовательности:

Разместите циферблат прибора так, чтобы часовая стрелка показывала четко на Солнце

Очень важно следить за тем, чтобы стрелка всегда указывала в этом направлении, иначе полученные данные будут неверными.
Далее нужно рассчитать угол, образовавшийся между часовой стрелкой и отметкой 12 часов на циферблате. Делим полученный угол пополам.
Линия, разделяющая полученный угол, будет указывать на юг

При этом важно учитывать время суток, в которое проводятся измерения. До полудня юг будет располагаться только с правой стороны, а после полудня – с левой.

Этот метод очень хорошо работает на практике, но, поскольку ориентирование осуществляется с помощью солнца, использовать его можно только в светлое время суток.

По часам со стрелками

Обычные наручные часы со стрелками – лучший экстренный способ ориентирования

Но для точного определения сторон горизонта, крайне важно правильно расположить циферблат часов


Рисунок 4. Обычные часы можно использовать как компас

Чтобы угол, поделенный пополам, а точнее, его разделяющая линия, точно показывала направление, нужно сделать следующее:

  1. Часовая стрелка должна быть направлена четко в сторону Солнца. Только в таком случае можно будет четко измерить угол между стрелкой и пролегающей тенью.
  2. Разделение полученного угла пополам поможет определить южное направление. Если все измерения были проведены точно, выбраться из незнакомой местности будет легко.
  3. Если вы никогда раньше не ориентировались подобным способом, но в ближайшее время собираетесь в путешествие, лучше провести тестирование, например, на даче.

Основное преимущество такого метода в том, что его можно использовать в любом месте и в любое время. Компас не всегда будет под рукой, а вот наручные часы есть у любого путешественника.

Используем часы как компас

Ориентирование на местности по часам, как по компасу достаточно простое. Но, если у вас нет под рукой компаса, ориентирование можно провести и с помощью обычных механических часов (рисунок 4).

Чтобы проложить маршрут в темное время суток, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. В первую очередь нужно дождаться, пока взойдет Луна, а затем визуально следует разделить полный лунный диск на шесть равных частей.
  2. Далее определяем, какие из них находятся в зоне видимости в данный момент.
  3. Теперь переходим к главным действиям по ориентированию. Если лунный диск находится в фазе роста, нужно отнимать деления, а если Луна убывает, то прибавляем.

Все дальнейшие действия по определению сторон света остаются прежними, и действовать следует точно так, как и при ориентировании в светлое время суток.

Определение сторон света по часам в лесу

Ориентирование в лесу имеет свои особенности. Сложность состоит в том, что лес не дает полноценного обзора местности. Это осложняет ориентацию и прокладывание маршрута в незнакомой местности (рисунок 5).

В лесу ориентирование по часам осуществляется точно так же, как и на открытом пространстве. Циферблат часов располагается так, чтобы часовая стрелка указывала четко на солнце. Теперь смотрим на цифру 12: ее тень в комплексе с минутной стрелкой должны образовать угол. Именно эта линия будет указывать южное направление. Соответственно, север будет располагаться на противоположной стороне, а запад и восток – по правую и левую стороны.


Рисунок 5. Часы могут стать незаменимым средством ориентирования в лесу

Детальная инструкция по ориентированию на местности по часам приведена в видео.

По ключевым точкам

Определение сторон света по ключевым точкам – самый простой для большинства людей способ ориентирования по дневному светилу. Особенно часто он используется теми, кто заблудился, гуляя по лесу. Около 6 часов утра солнце находится на востоке, а около 18 часов на западе. Эти показатели в некоторых случаях могут отличаться на несколько часов. Все зависит от времени года.

С полуднем дело обстоит сложнее. Здесь все зависит от широты, где человек определяет свое местоположение. Если это средние и высокие широты северного полушария – солнце в 12 часов дня будет на юге. Если те же широты, но южного полушария, светило укажет на северную часть горизонта.

На экваторе этот способ вообще лучше не использовать. Здесь к сложностям с широтой прибавляются еще и проблемы с долготой. Солнце может оказаться и как в северной части горизонта, так южной, либо же вовсе над наблюдателем.


Этот способ ориентирования неприменим на экваторе

Основным недостатком этого метода является то, что пользоваться им можно лишь трижды за сутки. Туристы используют его, когда определение своего местоположения другими методами невозможно.

По часам со стрелками

Чтобы определить таким способом, нужно правильно расположить свои часы.

  • Это нужно сделать так, чтобы часовая стрелка была направлена в сторону Солнца, встречая его.
  • Тогда нужно измерить угол, между стрелой и тенью.
  • Разделяя его пополам мы находим направление на Юг.
  • Если вы все сделаете правильно и максимально точно, то и выбраться вам будет легче.
  • Чтобы без проблем применять такой способ ориентирования, нужно тренироваться.
  • Попробуйте определить стороны света на даче, по дороге домой, на прогулке с друзьями, детьми.
  • Это очень интересно, а главное, полезно для жизни.
  • Тогда вы и ваш ребенок будет смело отправляться в путешествия, походы, не боясь заблудиться или оказаться в другой местности.
  • Он найдет дорогу домой без лишних усилий. А именно этот способ очень полезен.

Облегчает ориентирование, не заставляет полагаться на другие предметы. Ведь часы всегда под рукой, это неотъемлемая часть путешественника. По противоположную сторону будет север, а по левую и правую сторону будут находиться восток и запад.

Как научить понимать и определять время

Научите ребенка чувствовать время. Научиться определять время – довольно сложно. В детском саду дети скорее ощущают, чем понимают время суток. Проснулся «утром», в конце дня – «вечер». Через несколько лет понимание времени и возможностей для измерения и индикации времени разовьется дальше и глубже. В школьном возрасте дети могут определять время с точностью до секунды и на цифровых, и на аналоговых часах со стрелками.
Подарите ребенку часы в качестве игрушки. Дети любят изображать в игре повседневные ситуации. Когда они немного узнают о понятиях «время» и «часы», неплохо дать им поиграть с часами. Это могут быть старые часы, которые больше не работают, или специальные часы для игр и обучения.
Четко указывайте время. Когда ваш ребенок подрастет и научится немного определять время, вы также можете обращаться к часам в разговорах о времени. «Ты должен закончить завтрак в четверть девятого, потому что уроки начинаются в половине девятого». Или: «Тебе нельзя смотреть телевизор до трех, поэтому тебе придется подождать еще полчаса».
Начните с часовой стрелки. Сначала час, затем полчаса. Тут пригодятся игровые часы. Держите минутную стрелку на отметке 12 и поворачивайте короткую стрелку. Покажите ребенку, что стрелка указывает на число на часах, и что это число означает час. Пусть ребенок сам поворачивает стрелки, пока не научится считать и понимать часы.
Затем расскажите, что делает минутная стрелка. Вначале ограничьтесь 30 минутами. Потом покажите каждые четверть часа. И затем минуты

Поскольку в часе 60 минут, важно, чтобы ребенок уже мог сосчитать до 60. Одна из самых сложных вещей для понимания в процессе обучения тому, как определять время – это понимание того, как именно связаны друг с другом длинная и короткая стрелки

По этой причине также полезно начинать с получаса и четверти, потому что вы можете четко видеть, как далеко часовая стрелка продвигается к следующему часу. Самыми сложными являются моменты, когда часовая стрелка исчезает за часовой стрелкой, например, пять минут второго.
Всегда под рукой. Практика ведет к совершенству. Дайте ребенку его собственные часы и регулярно спрашивайте, сколько сейчас времени.
Объясните разницу между тем как определять время по часам со стрелками и цифровым часам. Цифровые часы – это самая естественная вещь в мире для современных детей. Ведь все наши устройства отображают время в цифровом виде: компьютеры, смартфоны, планшеты, духовка на кухне. Поскольку у цифровых часов нет проблемы со стрелками, по ним относительно легко читать время. «Сейчас семь тридцать шесть».
Научите ребенка оценивать время. Если ребенок может правильно определять время, это не означает, что он усвоил всю концепцию «времени». Важно, чтобы ребенок научился оценивать, как быстро идет время и сколько времени он тратит на определенные действия. Сможешь испечь еще один торт, если через час надо пойти на футбольную тренировку? Как долго длится поездка на велосипеде до дедушки и сколько времени у тебя есть? Сколько времени тебе нужно, чтобы утром собраться в школу? Не думайте, что ребенок уже знает такие вещи, если он может определять время, потому что эти две вещи не всегда синхронизируются в своем развитии.