Этнические общности

Содержание материала

Современные межнациональные отношения

С развитием технологий появляется глобализация межнациональных отношений. Люди могут в короткие сроки преодолевать большие расстояния или даже добираться до других материков. Появляются общие интересы, такие как сохранение планеты, природы, благоприятной экологической обстановки, обмен ресурсами, поэтому этничность тоже приобретает глобальный характер. Межнациональные отношения разделяются на формы:

  1. мирное сосуществование
  2. конфликты

Если же возникают разногласия, преимущественно основанные на культурных, исторических, духовных или религиозных ценностях, люди конфликтуют

Каждый старается доказать или навязать важность своих этнических особенностей

Характеристика мирного существования

Первый способ сотрудничества — смешивание. Заключаются межнациональные браки, объединяются различные культуры, в результате чего появляется новая этническая группа. В ней могут преобладать духовные ценности одной представительской общности, либо они разбавляются, дополняют друг друга равными долями.

Второй способ — ассимиляция. Бывает мирной и военной. Малая народность растворяется в большой группе, перенимая ее признаки. На территории России встречается часто, хотя многим малым народам все-таки удается сохранить свою самобытность. Если ассимиляция выполняется в военном формате, то духовные и культурные ценности, обычаи и традиции, интересы и направленность развития поглощаемого народа исчезают, уничтожаются.

Социальные и международные конфликты

Этносоциальные конфликты — форма отношений между разными народностями или национальностями, для которой характерны взаимные претензии и неприязни. Они могут заканчиваться простым прекращением сотрудничества, равно как доходить до вооруженных разбирательств.

Причины конфликтных ситуаций:

  • территориальные претензии. Группы не могут разделить территории;
  • неустойчивое экономическое положение. Тогда одно общество пытается восстановиться за счет другого;
  • социальные отличия. Обычно наблюдается в рамках одного населенного пункта. Люди с разным достатком и уровнем жизни конфликтуют;
  • национализм, шовинизм;
  • религиозные различия;
  • претензии из прошлого (исторические).

Шовинизм очень схож с национализмом. Отличительные черты — есть одна нация, интересы которой важнее остальных народностей и национальностей. Высшая форма шовинизма — национальный экстремизм, когда представителей другой наций уничтожают. Он же является геноцидом, но только на постоянной основе. Яркий пример — холокост, когда Гитлер и его солдаты безжалостно выжигали евреев.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Культурное разнообразие и этническая принадлежность

Культурное разнообразие рассматривается как сила устойчивого развития, интеллектуального и морального дополнения, а не основывается только на экономическом росте..

Культура является неотъемлемой частью общества, и признание различных культур и приписываемая им ценность помогает продвигать межкультурность общества.

Культурная идентичность каждой из существующих этнических групп в мире является утверждением и связью с реальностью. Идентичность является частью культуры и придает ей значение и форму.

Для многих групп культурная идентичность подтверждается как противодействие глобализации и гомогенизации, от которых страдает общество в глобальном масштабе..

Во многих частях мира узел культур, которые сосуществуют, вызывает конфликты и недопонимание идентичности.

На данный момент мы можем говорить о мультикультурализме. Это подразумевает сосуществование нескольких культур в одном месте. И в рамках этого термина мы можем считать личность другой этнической группы другой, но не обязательно низшей.

На протяжении всей истории мы видели, сколько обществ заставили исчезнуть другую культуру, либо путем прямого этноцида, либо с помощью менее насильственных форм..

Существование межкультурного общества заставляет задуматься о сосуществовании отдельных людей в обществе, признавая другого как отдельного, не разделяя его, но стремится к сотрудничеству, пониманию и уважению со стороны всех культур..

Примеры этнического разнообразия в мире

По всему южноамериканскому региону и испано-американским странам сосуществует большое количество культур и этнических групп, поэтому существует большое этническое разнообразие.

Есть люди коренного происхождения, но также европейского, африканского или азиатского происхождения. В зависимости от страны, в которой мы находимся, существуют различия в этническом разнообразии страны..

Есть много стран, в которых этнические группы объединились и породили расу метисов, таких как люди, которые имеют европейскую кровь с коренной, африканской или азиатской кровью..

Карибский бассейн и Мексика

В таких регионах, как Карибский бассейн, большая часть населения имеет европейскую или африканскую кровь. В отличие от Мексики, в которой проживает большинство коренных и европейских кровей. Это этническое разнообразие отражается на физических характеристиках населения.

Аргентина

Например, в Аргентине европейское происхождение населения очевидно. 85% населения европейского происхождения, в основном итальянцы, а остальные 15% — из коренной крови.

Колумбия

Колумбия — одна из стран с наибольшим этническим разнообразием в мире. Благодаря своему географическому положению он находится на пороге межкультурности.

Существует до 84 коренных этнических групп и 3 большие группы, отличающиеся от населения. Коренные этнические группы расположены и преобладают, прежде всего, в сельской местности, с более высокими показателями в Гуахира, Путумайо и Амазонас.

Население, являющееся потомком африканской этнической группы, составляет более 10% от общей численности населения страны. Мы также находим людей цыганской национальности, которые достигают до 5000 человек..

Колумбия считает, что множественность этнических групп представляет собой источник национальной гордости. Богатство нематериальной культуры в Колумбии высоко благодаря количеству индейских и креольских языков, таких как банде, паленкеро и романский.

Эквадор

В Эквадоре около 80% населения составляют метисы. Признано до 13 коренных национальностей, среди которых чачи, цахила, амазонские кичуас, ава, эпера …

Только в амазонском регионе этой страны насчитывается девять признанных родных языков. Прибытие до 13 по всей стране. Язык Запара также был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перу

В Перу насчитывается до 76 этнических групп, которые сосуществуют на их территории, где мы находим смеси андских культур по всему региону Анд, которые продолжают сохранять свои обычаи и культуру на протяжении многих лет, включая многие племена, в которых, как представляется, глобальное присутствие общества еще не пришло.

ссылки

  1. ПАРЕХ, Бхиху. Переосмысление мультикультурализма: культурное разнообразие и политическая теория.этносы, 2001, том. 1, а не 1, с. 109-115.
  2. COX, Taylor H.; Блейк, Стейси. Управление культурным разнообразием: последствия для организационной конкурентоспособности.Исполнительный, 1991, р. 45-56.
  3. ОГБУ, Джон У. Понимание культурного разнообразия и обучения.Педагог-исследователь, 1992, вып. 21, а не 8, с. 5-14.
  4. FEARON, Джеймс Д. Этническое и культурное разнообразие по стране.Журнал экономического роста, 2003, вып. 8, № 2, с. 195-222.
  5. RIGGINS, Стивен Гарольд (ред.).Средства массовой информации этнических меньшинств: международная перспектива. Sage Publications, 1992.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ, Джеймс У.Культурная осведомленность в сфере социальных услуг: многоэтнический подход. Прентис Холл, 1995.
  7. ATKINSON, Дональд Р.; МОРТЕН, Джордж; Сью, Derald Wing.Консультирование американских меньшинств: межкультурная перспектива. Brown & Benchmark, 1979.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Язык и культура

Хотя конституция России признает русский язык официальным языком, отдельные республики могут объявить один или несколько официальных языков. У большинства предметов минимум два — русский и язык «одноименной» национальности. В большинстве субъектов страны существует оживленная сцена на языках меньшинств: более 1350 газет и журналов, 300 телеканалов и 250 радиостанций на более чем 50 языках меньшинств. Более того, новое законодательство разрешает использование языков меньшинств в федеральном радио- и телевещании.

В 2007 году насчитывалось 6260 школ, в которых преподавалось в общей сложности 38 языков меньшинств, и более 75 языков меньшинств преподавались в качестве дисциплины в 10 404 школах. Министры Совета Европы отметили усилия по улучшению предложения учебников и учителей языков меньшинств, а также большую доступность преподавания языков меньшинств. Однако, как отметили министры, остаются недостатки в доступе к образованию лиц, принадлежащих к определенным меньшинствам.

Существует более 2000 общественных объединений национальных меньшинств и 560 национально-культурных автономий, однако Комитет министров отметил, что во многих регионах объем государственной поддержки сохранения и развития культур меньшинств все еще недостаточен. Между «одноименными» этносами и народностями, не имеющими своей национальной территории, существенная разница, поскольку ресурсы последних относительно ограничены.

Возникновение

Этнические группы не возникают стихийно, к их появлению ведет длительный процесс — к этому мнению склоняются, пожалуй, все современные антропологические школы. В связи с основными путями формирования и появилась более или менее общая классификация:

  • Этнотерриториальная группа. Так называют общности, возникшие вследствие тесного контакта людей, имеющих общий ареал проживания.
  • Этносоциальная группа. Образовалась в связи с особым положением части людей (на основе сословий).
  • Этноконфессиональные группы. Выделяются по религиозным отличиям (на основе несоответствия этнического поведения, например, использования разных вариантов родного языка или общения с другими общностями).

Концептуальный аппарат этнической психологии (обозначить основные понятия).

Концептуальный аппарат этнопсихологии составляют катего­рии и принципы научного познания. Категории — принципы, отража­ющие наиболее существенные связи, отношения изучаемых явле­ний. Исследование этнических явлений невозможно без разработки понятийного аппарата. Он определяется спецификой предмета, ко­торый можно представить в виде системы следующих составляю­щих:

1) понятия, связанные с существованием: этнос — нация — этни­ческая группа — этнические интересы — этническая психология — лич­ность — идентификация;

2) категории деятельности: этническая культура — деятельность — общение — традиции

Каждое из этих понятий раскрывается через систему частных категорий. И с развитием этнопсихологических исследований будет возрастать потребность в расширении понятийного аппарата.

Эффективным методом познания в теории наций является сис­темный подход, согласно которому нация рассматривается как объективно существующая социальная система в общественной жизни. Гносеологическая форма ее отражения представляет собой систему понятий (понятийный аппарат), когда необходимо изучение связей между ними (то есть их структуру) и взаимоотношений с ок­ружающей средой. Развитие нации прослеживается, исходя из ее истории возникновения и становления.

По спра­ведливому мнению И.С. Кон, ни одна из своеобразных этнических свойств не является уникальной, а уникальна сама структура черт характера нации.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психического склада нации. Как синоним употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», «нацио­нальная психология». Но понятия «психический склад нации» охва­тывает более широкий круг явлений, чем сами синонимы. Психичес­кий склад рассматривают как исторически складывающуюся сово­купность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций.

Пятая графа

В советском паспорте был обязательным пункт о принадлежности к определенной этнической группе. В анкетах российской социал-демократической партии еще до революции была введена графа «национальность» по указанию вождя Ленина.

Верным продолжателем этой национальной политики стал Сталин. Его целью было скрыть межэтнические проблемы, не учитывая того, какое в России многообразие народностей и национальностей. Он мог создавать искусственные образования типа автономных республик, сложных по составу, или выселять с привычных мест целые народы.

При распаде СССР такой подход породил огромные проблемы в виде конфликтов межнациональных. Очень часто применялись вооруженные силы.

Мощной силой делал государственную бюрократию советский документооборот. При таком документообороте учесть количество национальностей было проще. Были и народности, которые в утвержденный список не попали и считались несуществующими (финно-угорские группы).

На национальное самосознание современные взгляды носят характер приближения к определенному человеку, который делает вывод о принадлежности к этнической группе самостоятельно, основываясь на предпочтениях культурных и языковых.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

  • китайцев (около 1,4 млрд.);
  • хиндустанцев (более 265 млн.);
  • бенгальцев (примерно 230 млн.);
  • американцев (более 250 млн.);
  • бразильцев (более 200 млн.);
  • русских (около 135-140 млн.);
  • японцев (более 130 млн.);
  • мексиканцев (более 130 млн.);
  • пенджабцев (более 125 млн.);
  • бихарцев (более 115 млн.);
  • яванцев (более 115 млн.).

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

↑ Национальное самосознание

Национальное самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, которое выражается в понимании единства своей этнической общности, усвоение представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. 

Национальное самосознание и самоопределение обычно не вызывает трудностей тогда, когда родители принадлежат к одной и той же нации или когда родители являются гражданами одного государства и принадлежат к одной религии. Если родители принадлежат к разным нациям или меняют гражданство или религию — оба или один из них, то национальное самоопределение становится значимым, связывается с сознательным выбором и обуславливается стремлением разделить исторические судьбы народа, с которым отождествляет себя личность.

С национальным самосознанием тесно связаны понятия «национальный характер» или «менталитет».

Менталитет —  это психоэмоциональные особенности людей одной социальной группы или национальности, народа, возникающие из-

за уникальности своей истории, культуры и условий быта, совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира.

Менталитет формируется в результате социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, территориальной общностью, складом ума, мироощущением.

Менталитет проявляется в поведении и образе мыслей, мировоззрении представителей какой-либо социальной или этнической группы. 

Этнические предрассудки

Некоторые общности пренебрежительно относятся к другим национальностям, отмечая собственное превосходство. Это сложилось исторически по ряду определенных причин (войн, разногласий, конфликтов, нежелания принимать чужую культуру).

Выделяют несколько основных предрассудков:

  1. Этно-центризм – открытое выражение пренебрежения к другому этносу, из-за уверенности в собственном превосходстве и господстве своей культуры. Здесь очевидна конкуренция между общностями.
  2. Национализм – идеология, имеющая политическую направленность, которая принимает в качестве основы превосходство собственной нации над остальными. При этом возникает стремление к обособленности и изолированности, категорически не признается национальное равенство. Такая идеология приводит к конфликтам между нациями, превращаясь во вражду.
  3. Шовинизм – наивысшая степень национализма, когда сильно преувеличены этническая самооценка. Идеология такого общества категорически не признает другие народности, и призывает ненавидеть все существующие нации. Между этническими группами возникают стойкие конфликты, открытая агрессия, которая может привести к физическому уничтожению одной нации другой.
  4. Геноцид – это массовое целенаправленное истребление этнической общности на основе религиозной направленности или расовых убеждениях. Использует все виды военной агрессии.

Встречается также такой этнический предрассудок, как ксенофобия. Она заключается в презрительном отношении к чужой национальной культуре или личности. Пример ксенофобии – ненависть к иностранцам и мигрантам.

Социальные отношения

  • 10 сложных планов по блоку «Социальные отношения»
  • Основные термины по блоку «Социальная сфера»
  • Понятие, виды и функции социальных институтов
  • Всё о социальных группах и организациях

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Бразилия

Южно-Американское государство — обладатель богатой палитры в плане культур разных народов. Удивительно, но по статистике, в Бразилии есть почти каждый представитель нации планеты. В среднем, так называемых белых, здесь насчитывается 54%. Это в основном немцы, португальцы, испанцы, арабы. Мулатов тоже много — 38,5%, а чернокожих — 6,5% .

Нередко встречаются и азиаты (0,5%). А представителей коренного населения мало, всего лишь 0,45% от всех бразильцев.

В стране очень много народностей (более 100), а плотность населения высока (20 чел./кв. м). В основном обжиты прибрежные районы, заметен рост городов. Многие бразильцы теперь горожане. Если сравнить по составу населения в разные годы, то в 1960 г только половина проживала в городе, а показатели десятилетней давности уже выше — 85%.

Признаки

К этническим группам относятся объединения людей, обладающие некоторыми общими чертами. К таким характеристикам относятся следующие:

  • язык (он не всегда, кстати, может быть единым, но наречия должны быть похожи);
  • историческая судьба;
  • элементы культуры;
  • самосознание и самоидентификация.

Последнее, пожалуй, является определяющим. Этническими являются группы, в которых люди сознательно относят себя к той или иной общности. При этом самоидентификация в качестве представителя народа так или иначе включает в себя все остальные элементы, то есть знание языка, культуры и традиций. На их основе и формируется определенный менталитет, привычки, особенности мировоззрения.

Кстати, территориальный признак как раз не является определяющим фактором. Уже на протяжении довольно долгого времени можно наблюдать процессы расселения людей из одних государств на территории других стран. И тут можно заметить такое любопытное явление, как формирование диаспор — этнических групп за пределами родины. В некоторых городах это приобрело настолько серьезный масштаб, что есть целые кварталы, заселенные выходцами из тех или иных стран, где сохраняется их культура.

Индивидуальные доказательства

  1. Шарлотта Сеймур-Смит: Словарь антропологии. Холл, Бостон 1986, ISBN 0-8161-8817-3 , стр. 95-96: «Этническая группа: любая группа людей, которые выделяются и отделены от других групп, с которыми они взаимодействуют или сосуществуют с точки зрения отличительного критерия. или критерии, которые могут быть языковыми, расовыми или культурными. этническая принадлежность может быть объективной или субъективной, подразумеваемой или явной, явной или скрытой, приемлемой или неприемлемой для данной группы или категории людей. Парадокс и двусмысленность часто характеризуют этнические обозначения, связывая такие обозначения с представлениями о культуре, обществе, классе, расе или нации «.

  2. Георг ЭльвертЭтническая принадлежность. В: Christian F. Feest , Hans Fischer , Thomas Schweizer (Hrsg.): Lexikon der Völkerkunde. Реймер, Штутгарт, 1999, стр. 99-100.

  3. Вальтер Хиршберг (Гре.), Вольфганг Мюллер (Ред.): Словарь по этнологии. Новое издание, 2-е издание, Реймер, Берлин, 2005 г., стр. 99-100.
  4. теперь содержит наборы данных на ровно 1300 этнических групп (по состоянию на декабрь 2012 года в ), из которых были оценены часто только образцы, например , в международном проекте HRAF .
  5. ↑ Вольфганг Фикентчер, Мануэль Пфлуг, Луиза Швермер (ред.): Аккультурация, интеграция, миграция. Утц, Мюнхен, 2012 г., ISBN 978-3-8316-4137-6 , стр. 268.
  6. Вальтер Хиршберг (Приветствия), Вольфганг Мюллер (Ред.): Словарь по этнологии. Новое издание, 2-е издание, Реймер, Берлин, 2005 г., стр. 99, 400.
  7. См., Например, для азиатских этнических групп: Паназиатский консорциум SNP HUGO (ред.): Картирование генетического разнообразия человека в Азии. Science 326 (5959), стр. 1541-1545. doi: 10.1126 / science.1177074 : «Основные кластеры, которые мы определили как из полного набора данных, так и из дополнительных наборов данных, мало различаются среди людей одной и той же популяции и в основном соответствуют языковым семьям или этническим группам».
  8. Георг Эльверт: Этническая принадлежность. В: Вальтер Хиршберг (Приветствие), Вольфганг Мюллер (Ред.): Словарь этнологии. Новое издание, 2-е издание, Реймер, Берлин, 2005 г., стр. 99.
  9. Маттиас Ромпель: Этническая принадлежность и межэтнические отношения. В: Герберт Виллемс (ред.): Лер (эр) книга Социология. Для педагогических и социологических курсов , том 2. VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden 2008, pp. 655–664, здесь стр. 657.
  10. Самуэль Зальцборн: Этническая принадлежность и этническая принадлежность. Попытка критики идеологии . В: Journal for Critical Theory 22–23 (2006), стр. 99–119, цитата — стр. 104.
  11. Джон Л. Комарофф и Жан Комарофф: этническая принадлежность . В: Андре Гингрич , Фернан Крефф, Ева-Мария Нолл (ред.): Лексикон глобализации . стенограмма, Билефельд 2011, ISBN 978-3-8376-1822-8 , стр. 68 (доступ через De Gruyter Online).
  12. Фридрих Хекманн: Этнические меньшинства, люди и нация: Социология межэтнических отношений. Фридрих Энке, Штутгарт 1992, ISBN 3-432-99971-2 , стр 30-59.
  13. См., Например, Фридрих Хекманн: Этнические меньшинства, люди и нация: Социология межэтнических отношений. Фридрих Энке, Штутгарт, 1992, с. 49.
  14. Эмерих К. Фрэнсис: Этнос и Демос. Социологический вклад в популярную теорию. Дункер и Хамблот, Берлин, 1965.
  15. С. Залман Абрамов: Вечная дилемма. Еврейская религия в еврейском государстве. Associated University Press, Крэнбери (Нью-Джерси), 1976 г., гл. 9: «Кто такой еврей», стр. 271.
  16. Лоуренс Х. Шиффман: Кто был евреем? — Раввинистические и галахические взгляды на иудейско-христианский раскол. Издательство «Ктав», 1985, Предисловие, стр. IX.
  17. ср. Б. Ефраим Табори: Реформа Израиля и консервативные движения и рынок либерального иудаизма. В: Узи Ребхун, Хаим Исаак Ваксман (ред.): Евреи в Израиле. Современный социокультурный образец. 2-е издание, Brandeis / University Press of New England, Lebanon, NH, 2004, pp. 285-314, здесь pp. 296 ff.
  18. Штутгартский суд по трудовым спорам(Больше не доступны в Интернете.) Баден-Вюртемберг государственный суд по трудовым спорам, 15 апреля 2010, в архиве с на 20 июля 2013 года ; Доступ к 27 октября 2019 года .

  19. Харальд Хаарманн: Лексикон падших народов: от Аккадера до Зимберна. CH Beck, Мюнхен, 2012 г., стр. 10.
  20. Вальтер Хиршберг (Гре.), Вольфганг Мюллер (Ред.): Словарь по этнологии. Новое издание, 2-е издание, Реймер, Берлин, 2005 г., стр. 236–237.
  21. Беттина Бир : Культура и этническая принадлежность. В: Беттина Бир, Ганс Фишер (ред.): Этнология. Введение. 7-е, переработанное и расширенное издание, Дитрих Раймер, Берлин, 2012 г., стр. 68.