Этническое происхождение

Содержание материала

Полные губы южан

Жителей Дона и Суры (доно-сурский тип)можно опознать по узкому лицу, голове средней округлости, узкому прямому носу, полным губам (средняя толщина 17 мм), невысокому росту, тёмным волосам, светлым глазам и отсутствию складки на веке (количество людей с гладкими веками здесь достигает 30%).

Выходцев из Липецка и Воронежа (степной тип) можно отличить от других по среднекруглой голове, узкому носу, полным губам, густой бороде и преимущественно (70%) темным волосам и темным (58%) глазам. Средневолжцев определяет нос картошкой с узким переносьем, темные волосы и довольно пухлые губы.

наука

В науке делается ссылка на растущую деконтекстуализацию, гибридизацию и популяризацию технических терминов, таких как «этническая принадлежность», в общественном употреблении. В истинном смысле слова «этническая принадлежность» описывает не определенные свойства, а отношения — это относительный, а не связанный с веществом термин.

В этом контексте Андре Гингрич выдвигает семь тезисов в своей статье « Этническая принадлежность для практики» :

  • Этническая принадлежность описывает соответствующие отношения между двумя или более группами, среди которых преобладает мнение, что они отличаются друг от друга культурно по важным вопросам.
  • Так же, как каждый человек иногда более, а иногда менее эгоистичен, с разным уровнем доверия, этнические группы также имеют тенденцию быть этноцентричными при определенных обстоятельствах. Этноцентризм иногда неизбежен, но редко бывает правильным.
  • «Этнический» не является косметической лингвистической маскировкой «расового» или «народного». Абсолютизация этнических различий может легко привести к расизму, но игнорирование этнических различий тоже может.
  • Этническая принадлежность и нация не идентичны. Нации — это политические сообщества, которые живут или хотят жить постоянно в одном государственном объединении. С другой стороны, этническая принадлежность часто выходит за рамки национальных и государственных границ.
  • Этническая принадлежность — это не то же самое, что культура. Этническая принадлежность как сеть отношений просто обновляет определенные аспекты культур, вовлеченных в эти взаимные отношения, и сочетает это с внешними влияниями.
  • Этническая принадлежность меняется снова и снова. Он не останется таким, как сейчас.
  • Этническая принадлежность варьируется в зависимости от обстоятельств. Как здесь, так и не везде.

Что такое этническая принадлежность?

Если раса основана на внешности человека, то что этническая принадлежность? Проще говоря, этническая принадлежность — это чье-то региональное культурное наследие.. Это включает в себя родной язык человека, его религию, праздники, которые он отмечает, и его культурные обычаи. В этом случае этническая принадлежность гораздо более привязана к географическому региону и культуре, чем к внешнему виду.

Давайте внимательнее посмотрим на этническую принадлежность. Кто-то из, скажем, Аппалачей в США будет иметь культурный фон, который может включать музыку мятлика и протестантское христианство. Другой человек из залива Луизианы может иметь фон, связанный с музыкой Zydeco и католицизмом. Это этнический различия. Что такое этническая принадлежность против расы? Этническая принадлежность, в отличие от расы, не видна на поверхности.

Если оба человека в приведенных выше примерах — европеоиды, вы, скорее всего, не сможете сказать, кто из Луизианы, а кто из Аппалачей, если вы не услышите разницу в их акцентах. Однако не все жители Аппалачей, имеющие опыт работы с мятликом, являются кавказцами, как и не все жители Луизианы, которые слушают Zydeco. Фактически, в обоих этих регионах проживает большое количество афроамериканцев, которые также соответствуют тем же этническим характеристикам. Кроме того, в обеих странах проживают коренные индейцы, которые также соответствуют этим этническим характеристикам.

Теперь, когда вы знаете определения расы и этнической принадлежности, давайте внимательнее посмотрим, чем они отличаются друг от друга.

Народность

Этот термин схож с понятием народ, но все-таки имеет некоторые отличия. Ученые считают, что народность – это социальная и в тоже время этническая общность людей, которая исторически сложилась за племенем, но предшествовала нации. Она сформировалась путем смешения племен с племенными союзами в эпоху распада первобытно-общинного строя. Народность характеризуется увеличением значения земельных связей, формированием одного языка на основе родственных, для этой общности свойственны хозяйственность, элементы смешанной культуры, а также наличие собирательного имени. С появлением частной собственности и буржуазии народность превращается в нацию, но стоит отметить, что есть такие народности, которые так и не преобразовались в нацию в силу того, что их общность малочисленная или недостаточно развита. Переходим к следующему виду этноса, который завершает пирамиду развития человечества.

Примечания

  1. Этнос // Жеребило Т. В. «Термины и понятия лингвистики: . Социолингвистика: Словарь-справочник.» — Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.
  2. Козлов В. И. Этническая общность // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  3. Тишков В. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 440 с. ISBN 978-5-382-00414-3
  5.  (Проверено 17 ноября 2019)
  6.  (Проверено 17 ноября 2019)
  7.  (Проверено 17 ноября 2019)
  8.  (Проверено 17 ноября 2019)
  9. ↑ Тавадов Г. Т. Этнология. Учебник для вузов М.: Проект, 2002, с. 352 ISBN 5-901660-12-9
  10. .
  11. Стефаненко Т. Этнопсихология

Племена

Это еще одна этносоциальная общность, сформировавшаяся в доклассовом обществе. Этот вид этноса основан на кровнородственных связях, который состоит из нескольких родов. Данная общность имеет свою территорию, экономическую целостность, общий язык, собственное название, единые религиозные представления, таинства и обряды. В некоторых первобытных племенах имелись даже органы власти, но без политической направленности. В современном мире такая этносоциальная общность, как племя, сохранилась в Азии, Латинской Америке, а также в Африке. Даже в России сохранились остатки черт этой общности. Например: Сибирь, Дальний Восток, крайний Север. С годами племена развивались в социокультурном направлении, объединялись с другими этносоциальными общностями. Так образовались народности. Рассмотрим далее оставшиеся виды этносов и их характеристику.

Факторы этногенеза

Этногенез – процесс формирования и становления этносов.

Выделяют несколько факторов этногенеза:

  1. Демографический, связанный с ростом численности населения на определенной территории этноса и в целом. Для сравнения: в начале 20 века население нашей планеты составляло почти 2 млрд, в начале 21 века уже более 7 млрд. человек.
  2. Географический, связанный с территориальным расположением и принадлежностей этнических сообществ. В качестве базовых (на основании континентальной принадлежности) определены народности Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании.
  3. Языковой, связанный с языковой принадлежностью в соответствии с признанной классификацией языков. Крупнейшие языковые семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская.
  4. Антропологический, связанный с расовой принадлежностью. Различают 4 основные расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. В связи с фактом смешивания рас, процесс образования новых и трансформации уже известных рас непрерывно продолжается. К примеру, сегодня уже отдельно выделяют бразильскую расу, смешанную из индейцев, африканцев и европейцев.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации всё большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. п.

Национальность в Европе

В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, англ. nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство. В этом же смысле говорится (в том числе и в русском языке) о национальном государстве как обладающем полнотой суверенитета, противопоставляемом колониям и постсовременным государствам. При этом русскому слову национальность больше соответствует термин ethnicity. Например, в английской статье про Шмуэля Агнона национальность (англ. Nationality) указана как израильтянин (англ. Israeli), а в графе этничность (англ. Ethnicity) — еврей (англ. Jewish).

Этнические процессы сегодня

Этнические явления тесно связаны с социологией и экономикой, и как принято считать, ими они и обусловлены. Каждая форма существования общности представлена в виде социальной и экономической целостности, откуда следует прямая зависимость: чем выше уровень социально-экономического благополучия государства, тем качественней состояние межнациональных связей.

В полиэтнических государствах, где представлено многообразие народностей, на межнациональные отношения влияют территориальные различия, а также материальное благополучие. К социальным благам относят богатство, власть, образование и престиж. Часто это зависит от этнической принадлежности. Например, в Соединенных Штатах Америки представители негроидной расы, а также латиноамериканцы за один и тот же вид работы получают гораздо меньшее вознаграждение. Также установлено, что эти люди редко занимают престижные должности. Даже в СССР социальные блага среди национальностей были неоднородными. Это связано с тем, что виды этносов имели разные стартовые положения и различия в развитии областей и республик.

Стоит отметить, что жители городов и сел тоже в условиях и качестве жизни имеют неоднозначный разрыв, который так или иначе тоже оказывает давление на межнациональные отношения, ведь национальный состав населенного пункта неоднороден в пределах республики или области.

Что такое национальность?

В то время как раса и этническая принадлежность представляют собой запутанный беспорядок, который становится труднее понять, чем больше вы стараетесь, национальность довольно проста. Национальность определяется как законное гражданство национального государства., чисто и просто. Это тоже довольно просто: вы либо являетесь гражданином национального государства, либо нет! В Соединенных Штатах вы можете получить гражданство, родившись здесь (гражданство по праву рождения) или получив законное гражданство от правительства Соединенных Штатов (натурализованное гражданство). Когда вы получаете гражданство, вы становитесь американцем.

Итак, это просто, правда? Вы принадлежите к нации, если у вас есть законное гражданство, и ваше гражданство определяет вашу национальность.. Ой, но держись! Вот где возникают сложности. Как только вы станете гражданином, получаете ли вы автоматически все привилегии и защиту гражданства? Юридически да, но культурно … это сложно. Хотя вы можете быть законным гражданином, то, как вас на самом деле принимают и как с вами обращаются, может зависеть ваша раса и этническая принадлежность. Это подводит нас к феномену национализма.

Род и клан

Такое явление, как род, сформировалось именно для того, чтобы избежать процесса вырождения. Он сформировался на основе союза между представителями нескольких семейств. Такая родовая форма считалась самой распространенной и долго просуществовавшей. Но, так как стало увеличиваться число представителей родов, то вновь появилась угроза кровосмешения.

Таким образом, для предотвращения этого процесса нужна была «свежая» кровь. Появление рода дало начало семейным кланам. Следует отметить, что кровная месть появилась в то время, когда сформировались этнические общности.

Мы с вами рассмотрели неполный список исторических видов этноса. Перейдем к изучению крупных форм.

Откуда мы родом?

Фамилии появились сравнительно недавно по историческим меркам. Лет 300 назад их заменяли прозвища, которые вполне определенно указывали либо на род занятий, либо на отличительную черту характера владельца. Оно закреплялось и передавалось по наследству. Иметь фамилию, например, во времена Ивана IV (Грозного) считалось большой привилегией и простым «людишкам» строго воспрещалось.

Однако со временем возникла необходимость в переписи населения, вот тогда-то и стали появляться фамилии. Но этот процесс длился не одно столетие и закончился в некоторых губерниях Российской империи только к середине позапрошлого века.

В разных этносах фамилии формировались с учетом особенностей национальной культуры и поэтому мы сегодня можем определить их происхождение.

Примечания

  1. Vonk, Olivier (March 19, 2012). Dual Nationality in the European Union: A Study on Changing Norms in Public and Private International Law and in the Municipal Laws of Four EU Member States. Martinus Nijhoff Publishers. pp. 19-20. ISBN 978-90-04-22720-0.
  2. См. например А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. Национальность // Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. — 2003., 2000.
  3. Shmuel Yosef Agnon
  4. . jurisprudence.club. Дата обращения: 17 декабря 2020.
  5. [valerytishkov.ru/engine/documents/document901.pdf В. Тишков. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. Гл. V: Конструирование категорий и идентичностей.]

Историческое развитие

Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).

Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.

Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.

С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:

  1. Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
  2. Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
  3. Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.

Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.

Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности

Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.

Терминология

Перепись населения Новой Зеландии предлагает респондентам идентифицировать себя с этнической группой.

Есть шесть основных этнических групп:

  • Европейские новозеландцы ( пакека ) — европейская этническая группа. Сюда входят новозеландцы европейского происхождения, европейские народы (например, британцы, голландцы, немцы, русские) и другие народы косвенного европейского происхождения (например, американцы, канадцы, южноафриканцы и австралийцы).
  • Маори — коренные жители Новой Зеландии.
  • Тихоокеанские народы ( ) происходят из других островов Тихого океана, в том числе с островов Кука, Ниуэ и Токелау, которые являются зависимыми государствами Новой Зеландии.
  • Азиатские новозеландцы — это панэтническая группа, происходящая из различных народов азиатского континента, таких как китайцы, индийцы или филиппинцы, или их потомки.
  • Этнические группы Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки (MELAA) составляют очень небольшую часть населения.
  • «Прочие» — это группа этносов, не входящих в другие пять этносов высшего уровня.

Работа с несколькими этническими группами

Многие респонденты идентифицируют себя со множеством предков. Вывод данных о нескольких этнических группах обычно осуществляется одним из двух способов: общий ответ или приоритетная этническая принадлежность. Для этого списка используется метод полного ответа.

В общем ответе учитываются люди нескольких этнических групп в каждой этнической группе, к которой они принадлежат. Хотя это показывает всех людей, которые идентифицируют себя с определенной этнической принадлежностью, сумма совокупностей всех этнических групп добавляет больше, чем общая численность населения. Например, человек, который идентифицирует себя как новозеландский европеец и маори, будет учитываться дважды, по одному разу для каждой этнической принадлежности, в общем ответе.

Приоритетная этническая принадлежность учитывает людей, принадлежащих к нескольким этническим группам, в единой этнической группе с наивысшим приоритетом, к которой они относятся. Порядок приоритета этнической принадлежности от высшей к низшей — маори, тихоокеанские народы, азиаты, MELAA, другие и европейцы. Хотя у него есть то преимущество, что сумма всех этнических групп равна общей численности населения, преференциальный порядок может привести к тому, что этнические группы будут перепредставлены или недопредставлены, и может классифицировать человека иначе, чем его самоидентифицированная первичная этническая принадлежность. Например, человек, который идентифицирует себя как новозеландский европеец и маори, будет считаться этнической группой маори в рамках приоритетной этнической принадлежности.

Что такое этническая общность и какие у нее особенности

Для начала разберемся с терминологией. Итак, этническая общность – это общность людей, которая исторически сложилась и сформировалась на определенной территории. При этом такая общность является устойчивой, а для ее представителей характерны общие особенности языка, менталитета, исторической памяти и традиций (рисунок 1).

Рисунок 1. Понятие этнической общности считается комплексным

Существуют и основные черты подобных групп людей. Во-первых, они вполне осознают свое единство и общие интересы и цели. Во-вторых, представители определенной этнической общности полностью понимают свое отличие от других подобных групп.

Также принято выделять отличительные признаки нации, которые характеризуют группу людей, как этническую общность. Ими являются:

Самоназвание: с научной точки зрения это понятие называется этноним. Это название, которое группа присваивает себе сама. Довольно часто этноним выступает в роли названия определенного этноса, народности или племени.

Происхождение: для каждой этнической общности характерно наличие мифа о происхождении.

Язык: представители одной общности совсем не обязательно должны говорить на одном общем языке

При этом важно, чтобы существовал хотя бы один язык, понятный всем представителям общности.

Кроме того, немаловажную роль играет общность культуры и менталитета, которые и определяют социальный строй и поведенческие особенности каждого отдельного этноса.

Виды социально-этнических общностей

Племя – этническая группа, характерна первобытному строению общества, основанной на кровном единстве. Племя закрепляло за собой территорию и включала в себя кланы и роды. Религиозное мировоззрение (фетишизм, тотемизм и т.д.), наличие языковой формы общения, зачатки политики (старейшины, вожди и т.д.) объединяли людей в группе. Племя имело организацию, в виде главы племени и совета, принимающих решения жизнедеятельности племени.

Народность– берёт своё начало со временем распада родоплеменной организации, где основа лежит не в кровном родстве, а в территориальной форме. Главными характеристиками народности выступает развитие экономического уклада, создание фольклора и культурных особенностей в виде сказаний, примет, легенд, мифов. Народности свойственны: письменный язык, образ жизнедеятельности, конфессиональное сознание.

Нация – развитый тип этнической общности, где главными чертами выступают территориальное единство, развитая экономическая жизни, этническое самосознание. Нации сформировались из племён и народностей во времена капиталистических отношений.

Этногенез– формирования этноса. Различают 2 подхода к изучению наций:

  1. Естественно-биологический был предложен Гумилёвым, заключается в том, что этнос представлен результатом географического развития.
  2. Социокультурный подход предложен Сорокиным, главная идея состоит в сложном строении нации, которое разделяется на социальные элементы.

Этническая стратификация – выражение неравенства в социально-этнических рамках, связанное с финансовым обеспечением, уровнем образования, статусом и престиже, иерархичности общества.

Особенности этнической стратификации заключаются в отличиях страт и минимальной подвижностью в них, этнос представлен эталоном и идеалом, противопоставление групп, разные объёмы власти.

Этнические стереотипы – комплекс убеждений и представлений о том или ином этносе, позволяющих разделять нации и воспринимать их шаблонно, соответственно предубеждениями (эстонцы – медлительные, украинцы – всё время едят сало).

Этнические предрассудки – в эту категорию относятся нетолерантные формы поведения (расизм, антисемитизм и т.д.)

Этноцентризм – взгляды на этнос, согласно которым свой этнос представляется главенствующим, идеальным. Этноцентризм оказывает сплочающее действие и формирует национальное самосознание. Конечные формы этноцентризма представлены национализмом.

Этническая дискриминация – преследование людей по этническому признаку.

Смотрите также:

  • Социальные группы
  • Молодёжь как социальная группа
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Нация

Чем же нация отличается от народности, племен и родов? Она считается основополагающим элементом в социально-экономических структурах современного общества. В XXI веке не менее 90% населения планеты составляют именно нации. В науке и политике термин нация трактуется в нескольких лексических значениях. Например, западная социология считает, что нация – это общность граждан одного государства. Значит, это народ, который достиг высочайшего уровня развития культуры и не меньшей степени политических форм и многообразий, которые составляют целостность с одним языком и культурой, объединенный системой государственной организации. Это говорит о том, что на западе социологи принимают нацию за гражданство или территориально-политической общностью. Но, если придерживаться этой точки зрения, то определение нации синонимично с государством. Именно такие государства-нации образовали мировое сообщество стран и республик, в том же списке оказалась и Организация Объединенных Наций.

Что такое национализм?

Национализм — это вера в то, что приоритет должен отдаваться единому национальному государству, и благополучие этого коллектива важнее всего остального. Национализм подчеркивает отказ от индивидуальных различий или интересов во благо собственного государства. Звучит нормально, правда? Что ж, может быть. В этом определенно есть положительная сторона. Иногда национализм означает, что с людьми обращаются более одинаково. Вместо того, чтобы вас считали американцами азиатского происхождения, американцами японского происхождения или афроамериканцами, национализм может иногда означать, что с вами обращаются так же, как и со всеми остальными, независимо от расы и / или этнической принадлежности.

Но национализм также может означать, что национальная идентичность должна быть важнее все еще. Это особенно проблематично, когда культура человека вступает в конфликт с национальной идентичностью. Это проявляется, когда возникают вопросы, например, должен ли английский быть национальным языком Соединенных Штатов. Националисты считают, что, став гражданином Америки, вы должны соответствовать американской идентичности, которая оказывается англоговорящей. Это потребовало бы от людей, говорящих на других языках, говорить по-английски, а когда они этого не делают, их можно будет считать «менее американскими» и стать жертвами предубеждений.

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится одно или несколько общих самоназваний, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией и им присуще чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).

Раса против этнической принадлежности

Раса и этническая принадлежность — не одно и то же, поэтому вы не можете использовать эти термины как синонимы. Это потому, что раса определяется внешностью человека, а этническая принадлежность определяется культурой человека.

Давайте рассмотрим пример использования языков, на которых говорят люди. Латиноамериканцы — это люди, корни которых уходят в Центральную и Южную Америку (или «Латинскую Америку»). Латиноамериканцы — это люди, чей родной язык — испанский. Не каждый латиноамериканец говорит по-испански — люди из Бразилии говорят по-португальски, а многие люди говорят только на своем коренном языке. Кроме того, не все латиноамериканцы — латиноамериканцы, поскольку люди из Испании могут говорить на испанском как на своем родном языке, но не из Латинской Америки. Язык, на котором говорит человек, относится к категории этнический различие, поскольку оно не имеет никакого отношения к внешнему виду человека.

В расовом отношении вы можете быть латиноамериканцем или латиноамериканцем и принадлежать к разным расам, включая чернокожих, коренных жителей и европеоидов. Например, люди из Испании могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и кавказцами (расово), в то время как люди из Доминиканской Республики могут быть как латиноамериканцами (этнически), так и чернокожими (расово).

Правда в том, что у людей есть и раса, и хотя бы одна этническая принадлежность…. а это обычно не одно и то же! Кроме того, многие люди отождествляют себя с несколькими расами и этническими принадлежностями в зависимости от своего происхождения. Например, двурасовый человек, проживающий на Гаити, может идентифицировать себя как чернокожий и азиат в расовом отношении, считая себя этнически южноазиатским и латиноамериканским.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.